logo search
Учебник Зуба

7.8.1. Определение процесса контроля

Контроль в антикризисном менеджменте можно определить как это деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых антикризисных решений путем реали­зации определенных задач, принципов, методов, применения технических средств и технологии контроля для отслеживания процесса реализации антикризисного плана. Контроль – процесс соотнесения действительных результатов с желаемыми и проведения корректировочных действий в случае необходимости.

Некоторые важные процедуры контроля не очевидны и «замаскированы» среди других этапов принятия решений. Контроль логически завершает процесс принятия решений, однако начинается он значительно раньше – с момента уяснения проблемы – и фактически сопровождает все этапы ее решения. В связи с этим различают следующие основные виды контроля:

Предварительный контроль. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ по реализации антикризисных решений. Предварительный контроль в АКУ используется для выявления симптомов и причин проблемы, несущей угрозу кризиса, анализа неопределенных факторов, формулировки ограничений и оценивания альтернатив.

В качестве примера предварительного контроля можно привести действия студента, направленные на то, чтобы наверстать в течение семестра упущенные знания до момента наступления экзаменационной сессии с целью получения более высокой оценки, чем «два», то есть избежания угрозы кризиса – отчисления из университета.

Предварительный контроль понимается также как процесс, направленный на предотвращение наступления нежелательных последствий до момента их появления. Например, составление менеджером перечня требуемых навыков и качеств, необходимых желающим для получения должности помощника менеджера, с целью добиться сокращения текучести кадров и дополнительных проблем, связанных с производительностью; представление незначительной ил и пробной партии товара на рынок – примеры предварительного контроля. Если будет уделяться особое внимание такому типу контроля, то это с большой степенью вероятности может привести к созданию иного типа контроля, имеется в виду создание «форвардного контроля».

Понятие «форвардный контроль» означает процесс, в котором используется такая информация, на базе которой будут проведены последующие изменения в организации. Примером подобного контроля, в частности, для фирмы, оказывающей какие-либо услуги, будет сокращение приема заказов требующих незамедлительного выполнения до тех пор, пока не будут реализованы все заказы по текущим задолженностям.

Область применения предварительного контроля широка. Так в любом солидном и дорожащем своей репутацией журнале или газете его используют для того, чтобы избежать проблем, связанных с законом и недостоверной информацией. Дело в том, что безнаказанно исказить в прессе факты, тем самым, нанося урон репутации, имиджу и т.п., личности (особенно широко известной) – например, неправильно назвать возраст известного человека или сообщить о любовных связях известного политика – нельзя: за такую ошибку можно поплатится карьерой, попасть под суд в качестве обвиняемого в клевете, наконец, заплатить огромный штраф. Во избежание такого рода недоразумений при журнале или газете имеется своего рода «банк данных», позволяющий проверить информацию до момента ее выхода в свет. Это и есть пример предварительного контроля, который, может быть, выглядит как рутинная операция, но пренебрежение ею может обойтись неприемлемо дорого.

Текущий контроль в АКУ. Как следует из названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе реализации антикризисных мер. Обычно его объектом являются люди, а сам контроль осуществляется их руководителем. Систематическая проверка работы подчиненных и обсуждение возникающих трудностей позволяют оперативно устранить отклонения от намеченных планов и заблаговременно внести корректировки в процесс решения проблемы. Текущий контроль основан на измерении промежуточных результатов деятельности в условиях воздействия внешних и внутренних факторов путем установления эффективной обратной связи.

Корректирующий контроль. В отличие от предварительного контроля, корректирующий контроль направлен на уже наступившие действия. Это процесс, ориентированный на исправление ситуации, в которой отклонения от запланированных результатов уже наступили, результаты, противоречащие стандартам (контрольным цифрам) уже известны, а процесс контроля главным образом направлен на то, чтобы избежать повторения аналогичных ситуаций в будущем. Многие бухгалтерские и финансовые документы являются, по сути, примерами корректирующего контроля. Так как посредством сравнения, например, действительных годовых бюджетных расходов с запланированными. В частности, менеджер организации может применить иной способ использования ресурсов на следующий год.

Заключительный контроль. При заключительном контроле обратная связь «включается» не в ходе выполнения работ по реализации антикризисных мероприятий, а уже после того, как принятое решение реализовано. Поэтому основное назначение такого контроля – измерение конечных результатов и сравнение их с требуемыми, что позволяет сделать вывод о степени достижения цели АКУ. Заключительный контроль осуществляется слишком поздно для того, чтобы изменить решение в случае неудачного исхода.

Если в теории АКУ существует четкое разделение на предварительный, текущий, корректировочный и заключительный контроль, то на практике данное разграничение не всегда можно реализовать. В некоторых случаях процесс контроля может совмещать два или три вида контроля. В качестве примера можно привести установление стандартов качества продукции.

Сочетание всех этих видов контроля помогает менеджерам добиться достижения целей организации. Несмотря на существование различных видов контроля, между процессами принятия решений, планирования и контроля существует неразрывная связь. Она определяется предназначением, миссией и целями организации

Требования к системе контроля вырабатываются высшим менеджментом с участием всех заинтересованных сторон и определяют состав анализируемой информации, структуру отчетов и ответственность за сбор данных, анализ инфор­мации и принятие решений. Для создания эффективной системы контроля необхо­димо:

Система управления должна обеспечивать корректирующие воздействия там и тогда, где и когда они необходимы. Например, если происходит за­держка окончания отдельных работ, то, например, ускорить их выполнение мож­но за счет перераспределения трудовых ресурсов и оборудования.