logo search
ОТВЕТЫ ГОСЫ_1

Теоретические основы трудовой мотивации.

Вопрос о мотивации труда, ее значении для эффективной профессиональной деятельности был поставлен еще Ф. Тейлором в начале ХХ века. Основная задача администрации, по Тейлору, – нахождение способов, которые помогут заставить работников работать в полную силу.

В самом общем виде трудовую мотивацию можно представить как сложное психологическое явление, определяющее поведение человека в процессе трудовой деятельности. Чаще всего при этом имеют в виду те побуждения, которые направляют поведение человека и определяют интенсивность его усилий по достижению

намеченных целей.

Стимул- внешнее побуждение к действию.

Мотив- идеальный образ во внутреннем подсознании человека.

Мотивация – это то, что активизирует, стимулирует человека и направляет его действия к поставленной цели.

Стимулирование-побуждение человека, воздействие к первичным потребностям.

Мотивация-побуждение человека, обращение к возвышеннымпотебностям.

Основные принципы трудовой мотивации:

Принципы, которые определяют связь трудовой мотивации и рабочего поведения человека:

Теории мотивации:

Ранние подходы:

• научное управление Ф. Тейлора;

•школа человеческих отношений (Мэйо, Ротлисбергер). (Хоторнские эксперименты)

Современные подходы:

• содержательные теории, которые делают упор на содержание потребностей и устремлений людей, определяющих их рабочее поведение;

• процессуальные теории, уделяющие основное внимание механизмам мотивационных процессов, стоящих за восприятием рабочей ситуации, принятием решений и организационным поведением;

• теории подкрепления, которые основной акцент делают на том, как люди осваивают те или иные виды поведения и каким образом можно выработать у человека желательное поведение.

Содержательные теории

К наиболее известным содержательным теориям мотивации относятся теории Маслоу, Альдерфера, Герцберга, Аткинсона и Макклелланда.

Теория Альдерфера

Подход КлейтонаАльдерфера возник как реакция на критику иерархической модели Маслоу. Альдерфер предложил более простую структуру мотивационно-потребностной сферы человека, выделив всего три типа потребностей (вместо пяти у Маслоу). Свое название – ERG – теория Альдерфера получила по первым буквам выделенных им трех групп потребностей:

• потребности существования (Existence);

• потребности в социальных связях (Relatedness);

• потребности роста (Growth).

В отличие от Маслоу, допускавшего что мотивация может развиваться только снизу вверх, от низших потребности к высшим, Альдерфер утверждает, что движение может идти в обоих направлениях.

Двухфакторная Теория Герцберга

Герцберг пришёл к выводу, что существуют две основные категории факторов оценки степени удовлетворённости от выполненной работы, факторы, удерживающие на работе и факторы, мотивирующие к работе. Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными.

Факторы, мотивирующие к работе, (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.

Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости человека своей работой. Но, если они представлены в достаточном объёме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям. Отсутствие мотиваторов, а они связаны с характером и сутью самой работы, не ведет к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к нужным действиям и повышению эффективности.

Модель ключевых характеристик работы Хэкмена-Олдхема:

Высокая трудовая мотивация определяется след. Психолог. Состояниями работника:

-осознание смысла работы (низкая мотивация при примитивной работе)

-чувство ответственности

-осведомленность о результатах

Подход Аткинсона и Маклелланда (потребность в достижении и во власти)

Американский ученый Дэвид Маклелланд заинтересовался, чем отличаются люди, добившиеся высоких результатов в своей сфере деятельности. Он и его коллеги выявили, что таких людей отличает высокий уровень развития следующих потребностей:

потребность в достижениях: стремление к достижению успеха, к тому, чтобы превзойти других людей, чтобы решать сложные задачи;

потребность в аффилиации: потребность чувствовать свою принадлежность к группе, стремление устанавливать тесные личные связи с другими людьми;

потребность во власти: стремление оказывать влияние на других людей, контролировать их действия, нести ответственность за результаты деятельности других людей.

Процессуальные теории:

К самым известным процессуальным теориям относятся:

• теория справедливости Дж. Адамса;

• теория ожиданий В. Врума;

• комплексная модель мотивации Портера-Лоулера;

• теория постановки целей Эдвина Локка

В отличие от содержательных теорий мотивации, которые рассматривают структуру потребностной сферы человека, процессуальные теории рассматривают процесс мотивации и значение мотивации в достижении высоких рабочих результатов.

Теория справедливости Дж. Адамса

Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость при получении вознаграждения, т.е. работник считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате для повышения мотивации к труду у этого работника, необходимо снять возникшее напряжение и для восстановления справедливости устранить возникший дисбаланс.

Основной вывод теории справедливости состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.