logo search
Pechat_otvety

3. Характеристика основных школ менеджмента.

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически 4 разных подхода. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов. Все эти школы возникли и развивались в конце 19 нач ХХ-го в.

Научное управление (1885-1920) связано с именами Ф.У.Тейлора, Ф.иЛ.Гилбрет и Г.Ганнта. Осн-й идеей создателей этой школы было то, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. Осн вклад этой школы в развитие управленческой мысли состоит в том, что она: использовала научный анализ для определения лучших способов выполнения задачи; осознавала необходимость отбора работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечения их обучения; осознавала важность обеспечения работников ресурсами, необходимыми для эффект выпол-я их задач; осознавала важность систематического и правильного использования материального стимулирования для повышения производительности; отделила планирование и обдумывание от самой работы.

Классическая, или административная, школа в управлении (1920-1950) связана с именем Анри Файоля. Приверженцы этой школы, пытаясь определить общ характеристики и закономерности организаций, в значительной степени исходили из своих наблюдений, а не основывались на научной методологии. Целью классич школы было создание универсальных принципов управления, следование кот привело бы организацию к успеху. Первая группа классич принципов затрагивала разработку рациональной системы управления организацией и определение лучшего способа разделения организации на рабочие группы и подразделения. Вторая группа принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Вклад классич школы в развитие управленческой мысли в том, что она: развивала принципы управления; описывала функции управления; систематизировала подход к управлению всей организацией.

Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) (1930-1950) и поведенческие науки (1950 г. - настоящее время) зародились в ответ на неспособность ранее возникших школ полностью осознать человеческий фактор как осн элемент эффективности организации. Приверженцы этой школы полагали, что, если руководство проявляет больую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников возрастает, что в свою очередь ведет к увеличению производительности. Развитие поведенческих наук связано с изучением различ аспектов соц-го взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, орг-й структуры, коммуникаций в орг-ции, лидерства и т.п.

Бихевиориальный подход. Это направление развивалось в трудах А.Маслоу, Р.Лайкетра, Д.Макгрегора, Ф.Герцберга. Задача данного подхода: оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук. Маслоу создал «пирамиду потребностей»:

1.физиологические потребности (пот-ти в пище, воде, убежище);

2. потребности безопасности и уверенности в будущем;

3.потреб-ти принадлежности и причастности (соц-е потребности);

4. потреб-ти признания и самоутверждения (престижные потреб-ти);

5. потребности самовыражения (духовные потребности).

Макгрегор (теория X и Y). Теория Х основана на применении методов принуждения и поощрения. Теория Y уделяет осн внимание созданию условий, благоприятствующих стимулированию работников.

Герцберг сформулировал двухфакторную модель мотивации. На удовлетворенность работой оказывают влияние 2 группы факторов: гигиенические и мотивирующие.

Наука управления, или количественный метод (1950 г. -- наст время), связана с развитием математики, статистики и инженерных наук. Представители: Р.Акофф, Л.Берталанфи, С.Бир, А.Гольдбергер, Д.Фосрестер, Р.Люс, Л.Клейн, Н.Джорджеску-Реган. В количественной школе различают 2 главных направления:

1. рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подхода;

2. исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Заслуга количественной школы в том, что она сумела определить осн внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Внутренние: цели, задачи, структура, техника и технология, люди.

Внешние факторы: переменные прямого воздействия – поставщики (трудовых рес-в, материалов, капитала), потребители, конкуренты, законы и государственные органы; переменные косвенного воздействия – состояние экономики, НТП, социокультурные факторы, политические факторы, международные события.