32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
Зачатки эк. науки появились еще в др. мире. Первая постановка эк. проблем создается еще в письменных источниках Др. Востока, где сущ-л деспотический строй, основанный на особой роли гос-ва; поэтому здесь рассматриваются вопросы, связанные с организацией гос- хозяйства и управления им, отсюда берут начало статистика, учет, аграрно - эк. наука.
Мыслители Др. Греции и ученые той поры (Платон (427-347 гг. до н. э), Аристотель (384-322) «Политика», Ксенофонт (434-354 г до н.э.) «О доходах Афин», «Трактат о хоз-ве»), сформулировали исходные положения эк. теории о полезности как исходной ценности матер-ных благ, равновеликом обмене эквивалентов. Мыслители Др. Рима (Сенека (4-65 гг. до н. э.)) исследовали эк. причины разложения и гибели рабства, главной из кот-ых было отсутствие матер-го интереса. Становится самостоятельной наукой в XVII в.
Первой теоретической школой был меркантилизм (15-17вв.). Предпосылки: 1) Натур. хоз-во вытеснялось тов.-ден. отношениями; 2) Тов. обмен становился условием хоз. жизни; 3) Сила гос-ва начинает изменяться непосредственно с его ден. ресурсами; 4) Приобретает влияние ростовщич. и купеческий капитал; 5) Богатство представляется в виде денег.
Этапы развития: 1) ранний (монетарный) - принцип ден. баланса (обеспечить условия, кот-е способствовали бы накоплению золота в стране); 2) поздний (мануфактурный) - принцип торг. баланса (вывозить больше, ввозить меньше).
Представители В. Стаффорд, Т. Ман, А. Монкретьен, Дж. Лоу, Г. Скаруффи, А. Дживанези, И. Посошков, Ардын-Нащекин.
Черты: 1. Деньги оцениваются как абсолютная форма богатства; 2. Предмет иссл-я - сфера обращения; 3. Источник роста богатства гос-ва - внешняя торговля или добыча драг- металлов.
Отождествляли богатство золотом и серебром: чем больше золота и серебра у гос-ва, тем более богатым оно является. По их мнению, это богатство возникает во внешней торговле, т. е. гос-во больше товара продает за рубежом (экспорт), меньше покупает из-за рубежа. Выступали за активное вмешательство гос-ва в эк-ку. Считали, что гос-во должно проводить протекционистскую политику путем устан-я высоких тамож. пошлин и др-х нетарифных барьеры на товары иностр. конкурентов. С др. стороны, гос-во должно создавать благоприятные условия для развития экспорта.
Физиократия (от греч. «власть природы») - 2 пол. XVIII в. Представители: Франсуа Кенэ (1694-1774), Жак Тюрго (1727-1781).
Осн. постулаты: 1) эк. либерализм (гос-во не вмеш-ся в произв-ую торговлю и фин. деят-ть своих граждан); 2) осн. источник богатства-земля; 3) вводят понятие «чистого продукта» - то, что ост-ся от суммы произв-го продукта,если вычесть затраты; 4) единый земельный налог (1/3 от чистого продукта) платят те, кому достанется зем. богатство, т. е. зем. собственники.
Впервые обосновали положение о том, что богатство возникает не в сфере обращения (торговли), а в сфере произв-ва, но только в одной отрасли произв-ва, а именно в с/х. Богатство прирастает, если сущ-ет и постоянно воспроизводится разница м/у продукцией, кот-ая произ-ся в с/х, и продукцией, кот-ая была использована для произв-ва этой продукции в течение года, т.е. «земельная рента» или чистый продукт. Выступали против вмеш-ва гос-ва в эк-ку, т. к. эк-ка развивается на основе собственных законов, кот-е предопределены самим Богом. Максимум, что может сделать гос-во, это принимать правовые и юрид. законы, кот-ые соответствовали бы требованиям ест-ных законов. Кенэ «Эк. таблица»(1758): учение о классах: 1) производительный класс земледельцев, 2) класс зем. собственников; 3) «бесплодный» класс, т.е. люди, занятые не в с/х.
Класс. политэкономия. Постулаты: 1) концепция «эк. человека»; 2) равенство договаривающихся сторон; 3) полная информированность; 4) мобильность ресурсов; 5) цель фирмы - max-ция прибыли; 6) эластичность числ-ти раб. населения по зарплате ≥1,т. е., увел-е зарплаты ведет увел-ю числ-ти работников; 7) высокая подвижность зарплаты; 8) темпы накопления капитала зависят от кол-ва применяемого труда; 9) эк. либерализм.
Этапы развития: I. Зарождение - сер.XVII в. (В. Петти, П. Баугильбер).
У.Петти (1623-1687) Англия: 1) труд яв-ся источником «естест. цены» (стоимости), ее величина определяется затратами раб. времени - труд. теория стоимости («рын. цена» определяется спросом и предложением на рынке); 2) образование богатства происходит в сфере мат. производства (труде), торговля не является источником создания богатства; 3) против притока драг. металлов, т.к. это вызывает рост цен; 4) Цена земли = цена ренты за 21 год (цена земли=бескон. сумме рент; покупатель думает о себе, сыне и внуке); ввел понятие дифференцированной земельной ренты (месторасположение ближе к рынку).
А. Смит (1723-1790). «Исслед-е о природе и причинах богатства народа» 1776г. - 3 идеи - разделение труда, «невидимая рука» рынка, эк. либерализм. Хотел проанализировать природу эк. роста; нац. богатство увеличиться путем: 1) Увел-я работников в сфере матер. труда; 2) роста произв-ти труда путем разделения труда (следствие: повышение мастерства работников, экономия времени, исп-е машин, заменяющих ручной труд).
Теория денег: показывает преим-ва металла как денег (не ест, не пьет; легко разделить и сплавить) и трудности (взвешивания, определения пробы)- за бумажные деньги.
Теория стоимости: различал потребительскую и меновую ст-ть; редкость как фактор образования ст-ти (критика Риккадо); 3 понятия ст-ти: 1) ст-ть опр-ся затрами труда, 2) ст-ть опр-ся покумаемым трудом (д/простого тов. произ-ва), 3) ст-ть опр-ся доходами.
Теория капитала и произ-го труда: капитал - ден. ср-ва, предназначенные не д/потребления, а д/произ-ва (основной - станки, здания, ст-ть обучения, и оборотный - запасы сырья на складах, промежуточ. потребление и деньги д/товарооборота).
Д. Рикардо (1772-1823) «Начала политэкономии и налогового обложения» 1817г. Теория стоимости: ст-ть труда опр-ся затратами труда в наихудших усл-ях; опровергает 2 и 3 понятие ст-ти Смита; редкость-невоспроизводимые блага (шедевры искусства и антиквариат).
Теория зем. ренты: усл-я д/сущ-я ренты - 1) ограниченность земли и 2)ее неоднородность по плодородия и местоположению; виды ренты: дифференциальная, абсолютная, монопольная; выводы: 1. диф. рента возникает из-за усл-я 2); 2. Не сущ-ет абс. ренты (ренты на наихудших из обрабат-мых участков); 3. вся диф. рента достается землевладельцу.
Теория денег и ден. обращения: устойчивое ден.обращение яв-ся важнейшим усл-ем роста эк-ки; это возм-но при ден. системе, основанной на золоте; золото в обращении может быть полностью заменено на бум. деньги по твердому паритету. Если зол. монет меньше - цены ниже (импорт приостанавливается=>все приходит в норму) и наоборот. За свободную торговлю. В основе лежит трудовая теория стоимости.
Ж. Б. Сэй (1767-1832) 1. Закон Сэя «предложение рождает спрос», т. к. в процессе произв-ва создается доход, равный произведенной продукции =>проблемы реализации не сущ-ет, не может быть перепроизв-ва либо недопроизв-ва. Только в случае вмеш-ва в эк-ку извне (война, засуха, полит. нестабильность, вмеш-во гос-ва) рыночное равновесие может быть нарушено; 2. Теория трех факторов произв-ва: труд создает ст-ть совместно с действием сил природы (земля) и капитала.
III. Завершение процесса развития - вт. пол.XIX в. (Дж. Миль, К. Маркс).
К. Маркс (1818-1883) «Капитал» 1867г.: раскрыл законы развития капитализма, его внутр. источник движения - противоречия, учение о двойственном хар-ре труда (абстр. и конкретный), воплощенного в товаре, и прибавочной ст-ти, показал исторически приходящий характер капитализма как формации, раскрыл сущность абсолютной ренты.
Теория прибавочной стоимости. Д - Т - Д'. Д'>Д . ∆d - Прибавочная ст-ть - ст-ть, прибавленная к ст-ти раб. силы в массовом произ-ве. Противоречие ф-лы капитала - в процесс обмена вступают различные меновые стоимости; выход: все дело в товаре особого рода, способном создавать стоимость большую, чем он сам имеет, этот товар есть рабочая сила.
- 1.Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 2. Функции и методы менеджмента.
- 3. Характеристика основных школ менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 5. Сущность и содержание управленческого цикла.
- 6. Лидерство и стили управления.
- 7. Планирование и контроль в системе менеджмента.
- 10. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
- 3 Теория потребностей МакКлелланда
- 3 Двухфакторная теория Герцберга
- 1 Теория ожиданий Врума
- 2 Теория справедливости Адамса
- 3 Теория Портера-Лоулера
- 8. Теория корпоративного управления
- 12. Организация как объект управления. Классификация организации. Интеграция организации.
- 13. Социальная ответственностьи этика менеджмента.
- 79. Управление изменениями в организации. Причины сопротивления изменениям и рекомендации по управлению процессами перемен.
- 14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.
- 15. Принципы формирования организационных структур и организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных связей и иерархические структуры управления.
- 16. Цели организации. Правила построения дерева целей. Кправление по целям (результатам), преимущества и недостатки.
- 17.Основные принципы организации управленческого контроля, требования к эффективной системе контроля. Подходы к оценке эффективности контрольной деятельсности, Стратегии и формы контроля.
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
- 19.Возникновение и развитие управленческой мысли в России.
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг.
- 21.Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27.Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 30.Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классиф-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31.Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33.Марксистская школа в политэкономии. Концептуальные положения и современные взгляды.
- 9. Модели корпоративного управления.
- Англо-американская модель
- Область распространения модели: сша, Канада, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Немецкая (Германская) модель
- Область распространения модели: Нидерланды, Скандинавия, во Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.
- 4. Состав Совета директоров.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Японская модель
- Область распространения модели.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- 11. Системный подход в менеджменте. Организация как система. Организация как система процессов. Системный подход.
- Организация как система управления.
- Организация как система процессов
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 28. Налоговая система Российской Федерации
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 35.Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
- 36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 37.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег.
- 1) Доход (y); 2) % ставка (r).
- 38. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филипса. Регулирования рынка труда.
- 39.Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом.
- 40.Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний и внутренний баланс малой открытой экономики (моэ).
- 42. Платежный баланс, его статьи, счета.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 45.Заработная плата. Маркситский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы заработной платы.
- 46.Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглица.
- 47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
- 48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51.Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52.Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53.Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54.Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55.Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59.Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60.Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61.Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62.Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63.Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64.Управление каналами распределения товаров.
- 65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66.Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67.Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68.Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69.Организационная культура: сущность и типология.
- 70.Законы функционирования и развития организации.
- 71.Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77.Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78.Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80.Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81.Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82.Формальные и неформальные группы в организации.
- 83.Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84.Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 85.Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87.Социологические методы исследования систем управления.
- 88.Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89.Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90.Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
- 94.Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- Процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 101.Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 100.Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 102.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103.Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104.Кризисы в управлении организацией.
- 105.Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 108.Логистическая система управления запасами.
- 109.Сущность и задачи транспортной логистики.
- 120.Этапы создания системы качества на предприятии
- 110.Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111.Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113.Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114.Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115.Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их хр-ка.
- 116.Разработка бизнес-плана проекта.
- 117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119.Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121.Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122.Бюджетирование: сущность, назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124.Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 127.Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128.Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129.Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130.Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131.Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132.Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133.Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 134.Анализ и управление производственными запасами.
- 135.Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136.Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 140.Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.
- 126.Методы ценообразования
- 2. На конъюнктуру рынка — рыночные методы
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности организации
- 141. Факторный анализ прибыли
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 98.Приведение ситуаций к типовым при принятии управленческих решений. Виды упрощений. Архетипы и когнитивное моделирование.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
- 147.Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148.Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.