logo search
Учебник Зуба

Шаг за шагом

Не все составляющие успеха ЧТЗ столь масштабны и впечатляющи, как история с танковым двигателем. Но это вовсе не умаляет их значения.

Одной из важнейших причин, обусловивших банкротство завода, был расцвет посреднических структур. Заоблачная маржа бартерных и прочих посреднических операций позволяла им особенно не задумываться над тем, по каким ценам продаются тракторы.

С другой стороны, многие организации в условиях экономического спада сокращали свои технические парки, сбивая цены на рынке. Сформировался вторичный рынок тракторов, на котором доминировали компании, не имевшие на нем стратегических интересов. Низкие цены на рынке отсекали завод от денежного спроса. Платежи за электроэнергию и прочие неотложные выплаты приходилось осуществлять по бартеру Главной задачей нового руководства стало разорвать этот порочный круг. Бартеру и посредникам была объявлена настоящая война. На ходу выстраивалась собственная система сбыта. Пришлось стать ближе к потребителю. Раньше ЧТЗ производил сам трактор, а дополнительное оборудование (бульдозерный нож, трубоукладчик или подъемник) навешивали смежники, львиную долю добавленной стоимости забирая себе. За последние два с половиной года завод сам наладил установку подобного оборудования, вызвав немалый переполох. В особенности у «левых» производителей, навешивавших дополнительное оборудование без согласования, не считаясь с тем, можно его ставить на данную модель трактора или нет (претензии к качеству в случае чего – к ЧТЗ).

Настоящим прорывом для завода стала победа в тендере на поставку тракторной техники «Сургутнефтегазу» в 1998 году. Аналогичный тендер выиграли челябинцы и в 1999 году А в 2000 году «Сургутнефтегаз» заключил с ЧТЗ уже прямой договор. Сильной стороной завода казалась способность удовлетворить пожелания заказчика. Были установлены жидкостные подогреватели двигателей тракторов и обогреватели кабины водителя для работы в условиях низких температур, эвакуационные люки и асимметричные гусеницы, пригодные для работы на склонах.

В результате активной работы с конечными потребителями в первом полугодии 2000 года доля продаж за живые деньги составила 52,6% против 23,4% за тот же период 1999 года (в третьем квартале этого года доля денежных расчетов возросла до 70%). Вторичный рынок тракторной техники производства ЧТЗ медленно, но верно умирает. Разве что строительные компании периодически «выбрасывают» устаревшую или ставшую лишней технику. На очереди вторичный рынок запчастей. «Наша задача состоит в том, чтобы покупатель нашей техники любую запасную деталь мог быстро и с гарантией качества купить у нас, а не на стороне», – говорит заместитель конкурсного управляющего, технический директор завода Ханиф Мингазов.