logo search
ОТВЕТЫ ГОСЫ_1

Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.

Психофизио­логический анализ деятельности — изучение ее структу­ры и физиологических составляющих и их взаимоотно­шений с психологическими составляющими. Психофизиологические особенности отдельных видов трудовой деятельности входят составной частью в профессиографию — психологическое описание про­фессий.

Психофизиоло­гического анализ физических видов труда:

анализ движений, скорость, сила в определен­ные интервалы времени, одновременно с параллельной регистрацией тех физиологических функций, которые преимущественно обеспечивают выполнение этих работ: электромиография, электрокардиография, пневмография (амплитуды и частоты дыхания) и т. п.

Полученные данные служат основанием для рационали­зации труда, разработки режимов труда и отдыха, рекомендаций по безопасности труда и профессиональному обучению.

Психофизиологический анализ умственной деятельности:

прием информации,

ее переработка

и принятие решения,

т.е. функциональные изменения, происходящие в организме человека, отражаются преимущественно не в изменениях вегетативных процессов, а в динамике изменений характеристик ЦНС.

Психофизиологический анализ деятельности рассматривался как особый вид операций, подчиненных цели деятельности, но обладающих своими подцелями и находящихся на разных иерархических уровнях психологической системы деятельности.

В теории и практике управления персоналом «Профессиограмма» расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий. А.Я. Кибанова в учебнике по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:

  1. Профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);

  2. Процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);

  3. Санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);

  4. Психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);

  5. Профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);

  6. Требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста).