logo search
Pechat_otvety

18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.

История возник и раз-ия менеджмента делится на неск периодов.

1 период - древний период. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда сущ-ли на стадии первобытнообщинного строя. В это вр управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди олицетворяли собой руководящее начало всех видов деят-ти того периода. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деят-ти, был Сократ (470-399гг.дон.э.); он проанализировал различ формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348гг.дон.э.) дал классиф-ю форм гос-го управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356–323 гг.до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

2 период - индустриальный период (1776-1890). Зарождение капитализма и начало индустриального процесса европейской цивилизации - основа четвертой управленческой революции 17-18 вв. Ее рез-м стало отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.

Наиб заслуга в развитии представлений о гос-м управлении в этот период принадлежит А.Смиту; он сделал анализ различных форм разделения труда, дал хар-ку обязанностей государя и гос-ва.

Р.Оуэн создал свое учение, его идеи гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сейчас. Данный этап хар-ся переворотом в теории и практике управления в связи с созданием и использованием вычислительной техники (1833г).

3 период - период систематизации (1856-1960). Формир-ся новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, сами исследователи и их взгляды. Осн рез-ты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

Сущ-т 4 важнейших подхода к оформлению управления как науки. В свою очередь подход с позиции выделения школ управления заключает в себя еще четыре подхода. Каждая школа формулирует свою т.з.

ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (1885-1920) (рационалистическая школа или традиционный подход). Для направления этой школы ха-ны рациональность и закрытость. Она ориентирована на внутр среду предприятия. Ее называют «системой выжимания пота», но и плюс вознаграждение за это. Основополож явл: М.Вебеp, Ф.У.Тейлоp, Лилиан и Френк Гилбеpты и дp.

Основные характеристики школы: 1.Использование научного анализа для опред-я лучших способов выполнения задач. 2.Обеспечение работника ресурсами, требуемыми для выполнения задач. 3.Отбор работников лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечения их обучения. 4.Систематич-е исп-е материального стимулир-я для повышения производит-ти труда. 5.Отделение планирования как важной функции при управлении.

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ (1920-1950) (административный подход). Данная школа ориентирована на социальность и закрытость среды. Основополож явл: А.Файоль, Ч.Баpнаpд, Л.Урвик, Дж.Д.Муни, А.П.Слоун и дp.

Осн характеристики школы: 1.Развитие принципов управления. 2.Описание функций управления. 3.Систематизир-й подход к управлению всей организации.

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1930 - 1950) И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК (с 1950 --->) (неоклассич школа или подход, ориентированный на человека). Основополож явл: М.П.Фоллетт, Э.Мэйо, Д.МакГpегоp, А.Маслоу, Ф.Геpцбеpг, Фидлеp, Блейк и Моутон, Ренсис Лайкерт и дp.

Характерные особенности д-го подхода: 1.Применение приемов упр-ния межличност-ми отнош-ями для увел-ния степени удовлет-сти и произв-ности. 2.Применение наук о человеч поведении к управлению и формированию орг-ции т.о., чтобы кажд работник был полностью использован в соответствии с его потенциалом.

ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (с 1950 --->) (количественный подход). Основополож явл: Маpг, Беpни, Фидлеp и дp.

Основные характеристики: 1.Углубленное понимание сложных управленч проблем, благодаря разработке и применению моделей. 2.Развитие количеств-х методов, на основе кот руководитель принимает решение в сложных ситуациях.

Современная система взглядов на менеджмент (парадигма управления) базируется на след принципиальных положениях:

1.Отказ от управленческого рационализма классических школ мен-та. Успех орг-ции связан с гибкостью и быстрой адаптивностью (приспособлением) к пост изменениям внеш среды.

2.Исп-е в управлении теории систем: ресурсы, структура и культура орг-ции формируются под воздействием внешней среды.

3.Использование ситуационного подхода к управлению: внутр среда орг-ции форм-ся как ответ на разл воздейст-я извне - ситуацию.

4. Признание социальной ответственности менеджмента: достижение цели организации взаимоувязывается с удовлетворением потребностей каждого человека.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД. Процес подход рассмат-т функции управления как взаимосвязанные. Процесс упр-я явл общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий. Осн идея процес подхода заложена в определении процесса как совокупности элементов, обеспечивающей реализацию функций управления. Это конкретные взаимосвязанные элементы, кот на основе приемов и концепций с определенными конкретными ситуациями позволяют найти правильное решение и достичь наиболее эффективное функционирование орг структур.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. При системном подходе любая орг-я как система, состоит из взаимосвязанных частей. На базе этого подхода выделяют 2 типа систем: открытую и закрытую каждая из кот имеет внутр и внеш среды, и состоит из подсистем. На входе организация (как система) получает из внеш среды инф-ю, капитал, человече и материал ресурсы. Внутр среда как структура произ-ва товара или услуги обрабатывает эти «входы» (входные пар-ры), преобразуя их в продукцию или услуги («выходы» - выходные пар-ры). Е.менеджмент эффективен, то в рез-те появляются эффектив выходы: удовлет-е потребностей потребителей, прибыль, увелич доли рынка, увелич объема продаж, удовлет-е рез-ми труда работников и т.д.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД. Различные по своей природе взаимодействия извне создают набор обстоятельств, т.е. ситуацию, кот оказывает большое влияние на деят-ть орг-ции в конкретный момент времени. Управление в таких условиях (в условиях изменения и влияния ситуации и ее последствий) сводится к выявлению и приведению в соотв параметров и требований, внутр и внеш сред. Отсюда вытекает признание важности специфич приемов, с пом-ю которых выделяют факторы, воздейств на эффективность достижения цели. Ситуац подход увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для обеспечения наиболее эффективн достижения поставленных целей орг-ции, принятия решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов. Ситуац подход расширил практическое применение теории систем, и определил, что с т.з. ситуации «лучшего способа» управления не существует.

НОВАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ на управление известна в литературе как «тихая управленческая революция». В нашей стране идеи научного управления применительно к социалистической системе хозяйствования развивали А.А.Богданов, И.А.Витке, А.К.Гастев, О.А.Ерманский, П.М.Корженцев, Е.Ф.Розмирович, Ф.Р.Дунаевский и многие другие ученые и практики. Это были работы в области научной организации труда (НОТ) и управления