18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
История возник и раз-ия менеджмента делится на неск периодов.
1 период - древний период. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда сущ-ли на стадии первобытнообщинного строя. В это вр управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди олицетворяли собой руководящее начало всех видов деят-ти того периода. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деят-ти, был Сократ (470-399гг.дон.э.); он проанализировал различ формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348гг.дон.э.) дал классиф-ю форм гос-го управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356–323 гг.до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
2 период - индустриальный период (1776-1890). Зарождение капитализма и начало индустриального процесса европейской цивилизации - основа четвертой управленческой революции 17-18 вв. Ее рез-м стало отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.
Наиб заслуга в развитии представлений о гос-м управлении в этот период принадлежит А.Смиту; он сделал анализ различных форм разделения труда, дал хар-ку обязанностей государя и гос-ва.
Р.Оуэн создал свое учение, его идеи гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сейчас. Данный этап хар-ся переворотом в теории и практике управления в связи с созданием и использованием вычислительной техники (1833г).
3 период - период систематизации (1856-1960). Формир-ся новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, сами исследователи и их взгляды. Осн рез-ты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.
Сущ-т 4 важнейших подхода к оформлению управления как науки. В свою очередь подход с позиции выделения школ управления заключает в себя еще четыре подхода. Каждая школа формулирует свою т.з.
ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (1885-1920) (рационалистическая школа или традиционный подход). Для направления этой школы ха-ны рациональность и закрытость. Она ориентирована на внутр среду предприятия. Ее называют «системой выжимания пота», но и плюс вознаграждение за это. Основополож явл: М.Вебеp, Ф.У.Тейлоp, Лилиан и Френк Гилбеpты и дp.
Основные характеристики школы: 1.Использование научного анализа для опред-я лучших способов выполнения задач. 2.Обеспечение работника ресурсами, требуемыми для выполнения задач. 3.Отбор работников лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечения их обучения. 4.Систематич-е исп-е материального стимулир-я для повышения производит-ти труда. 5.Отделение планирования как важной функции при управлении.
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ (1920-1950) (административный подход). Данная школа ориентирована на социальность и закрытость среды. Основополож явл: А.Файоль, Ч.Баpнаpд, Л.Урвик, Дж.Д.Муни, А.П.Слоун и дp.
Осн характеристики школы: 1.Развитие принципов управления. 2.Описание функций управления. 3.Систематизир-й подход к управлению всей организации.
ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1930 - 1950) И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК (с 1950 --->) (неоклассич школа или подход, ориентированный на человека). Основополож явл: М.П.Фоллетт, Э.Мэйо, Д.МакГpегоp, А.Маслоу, Ф.Геpцбеpг, Фидлеp, Блейк и Моутон, Ренсис Лайкерт и дp.
Характерные особенности д-го подхода: 1.Применение приемов упр-ния межличност-ми отнош-ями для увел-ния степени удовлет-сти и произв-ности. 2.Применение наук о человеч поведении к управлению и формированию орг-ции т.о., чтобы кажд работник был полностью использован в соответствии с его потенциалом.
ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (с 1950 --->) (количественный подход). Основополож явл: Маpг, Беpни, Фидлеp и дp.
Основные характеристики: 1.Углубленное понимание сложных управленч проблем, благодаря разработке и применению моделей. 2.Развитие количеств-х методов, на основе кот руководитель принимает решение в сложных ситуациях.
Современная система взглядов на менеджмент (парадигма управления) базируется на след принципиальных положениях:
1.Отказ от управленческого рационализма классических школ мен-та. Успех орг-ции связан с гибкостью и быстрой адаптивностью (приспособлением) к пост изменениям внеш среды.
2.Исп-е в управлении теории систем: ресурсы, структура и культура орг-ции формируются под воздействием внешней среды.
3.Использование ситуационного подхода к управлению: внутр среда орг-ции форм-ся как ответ на разл воздейст-я извне - ситуацию.
4. Признание социальной ответственности менеджмента: достижение цели организации взаимоувязывается с удовлетворением потребностей каждого человека.
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД. Процес подход рассмат-т функции управления как взаимосвязанные. Процесс упр-я явл общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий. Осн идея процес подхода заложена в определении процесса как совокупности элементов, обеспечивающей реализацию функций управления. Это конкретные взаимосвязанные элементы, кот на основе приемов и концепций с определенными конкретными ситуациями позволяют найти правильное решение и достичь наиболее эффективное функционирование орг структур.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. При системном подходе любая орг-я как система, состоит из взаимосвязанных частей. На базе этого подхода выделяют 2 типа систем: открытую и закрытую каждая из кот имеет внутр и внеш среды, и состоит из подсистем. На входе организация (как система) получает из внеш среды инф-ю, капитал, человече и материал ресурсы. Внутр среда как структура произ-ва товара или услуги обрабатывает эти «входы» (входные пар-ры), преобразуя их в продукцию или услуги («выходы» - выходные пар-ры). Е.менеджмент эффективен, то в рез-те появляются эффектив выходы: удовлет-е потребностей потребителей, прибыль, увелич доли рынка, увелич объема продаж, удовлет-е рез-ми труда работников и т.д.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД. Различные по своей природе взаимодействия извне создают набор обстоятельств, т.е. ситуацию, кот оказывает большое влияние на деят-ть орг-ции в конкретный момент времени. Управление в таких условиях (в условиях изменения и влияния ситуации и ее последствий) сводится к выявлению и приведению в соотв параметров и требований, внутр и внеш сред. Отсюда вытекает признание важности специфич приемов, с пом-ю которых выделяют факторы, воздейств на эффективность достижения цели. Ситуац подход увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для обеспечения наиболее эффективн достижения поставленных целей орг-ции, принятия решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов. Ситуац подход расширил практическое применение теории систем, и определил, что с т.з. ситуации «лучшего способа» управления не существует.
НОВАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ на управление известна в литературе как «тихая управленческая революция». В нашей стране идеи научного управления применительно к социалистической системе хозяйствования развивали А.А.Богданов, И.А.Витке, А.К.Гастев, О.А.Ерманский, П.М.Корженцев, Е.Ф.Розмирович, Ф.Р.Дунаевский и многие другие ученые и практики. Это были работы в области научной организации труда (НОТ) и управления
- 1.Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 2. Функции и методы менеджмента.
- 3. Характеристика основных школ менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 5. Сущность и содержание управленческого цикла.
- 6. Лидерство и стили управления.
- 7. Планирование и контроль в системе менеджмента.
- 10. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
- 3 Теория потребностей МакКлелланда
- 3 Двухфакторная теория Герцберга
- 1 Теория ожиданий Врума
- 2 Теория справедливости Адамса
- 3 Теория Портера-Лоулера
- 8. Теория корпоративного управления
- 12. Организация как объект управления. Классификация организации. Интеграция организации.
- 13. Социальная ответственностьи этика менеджмента.
- 79. Управление изменениями в организации. Причины сопротивления изменениям и рекомендации по управлению процессами перемен.
- 14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.
- 15. Принципы формирования организационных структур и организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных связей и иерархические структуры управления.
- 16. Цели организации. Правила построения дерева целей. Кправление по целям (результатам), преимущества и недостатки.
- 17.Основные принципы организации управленческого контроля, требования к эффективной системе контроля. Подходы к оценке эффективности контрольной деятельсности, Стратегии и формы контроля.
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
- 19.Возникновение и развитие управленческой мысли в России.
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг.
- 21.Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27.Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 30.Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классиф-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31.Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33.Марксистская школа в политэкономии. Концептуальные положения и современные взгляды.
- 9. Модели корпоративного управления.
- Англо-американская модель
- Область распространения модели: сша, Канада, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Немецкая (Германская) модель
- Область распространения модели: Нидерланды, Скандинавия, во Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.
- 4. Состав Совета директоров.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Японская модель
- Область распространения модели.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- 11. Системный подход в менеджменте. Организация как система. Организация как система процессов. Системный подход.
- Организация как система управления.
- Организация как система процессов
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 28. Налоговая система Российской Федерации
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 35.Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
- 36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 37.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег.
- 1) Доход (y); 2) % ставка (r).
- 38. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филипса. Регулирования рынка труда.
- 39.Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом.
- 40.Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний и внутренний баланс малой открытой экономики (моэ).
- 42. Платежный баланс, его статьи, счета.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 45.Заработная плата. Маркситский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы заработной платы.
- 46.Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглица.
- 47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
- 48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51.Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52.Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53.Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54.Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55.Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59.Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60.Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61.Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62.Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63.Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64.Управление каналами распределения товаров.
- 65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66.Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67.Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68.Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69.Организационная культура: сущность и типология.
- 70.Законы функционирования и развития организации.
- 71.Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77.Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78.Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80.Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81.Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82.Формальные и неформальные группы в организации.
- 83.Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84.Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 85.Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87.Социологические методы исследования систем управления.
- 88.Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89.Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90.Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
- 94.Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- Процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 101.Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 100.Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 102.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103.Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104.Кризисы в управлении организацией.
- 105.Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 108.Логистическая система управления запасами.
- 109.Сущность и задачи транспортной логистики.
- 120.Этапы создания системы качества на предприятии
- 110.Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111.Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113.Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114.Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115.Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их хр-ка.
- 116.Разработка бизнес-плана проекта.
- 117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119.Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121.Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122.Бюджетирование: сущность, назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124.Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 127.Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128.Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129.Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130.Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131.Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132.Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133.Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 134.Анализ и управление производственными запасами.
- 135.Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136.Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 140.Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.
- 126.Методы ценообразования
- 2. На конъюнктуру рынка — рыночные методы
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности организации
- 141. Факторный анализ прибыли
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 98.Приведение ситуаций к типовым при принятии управленческих решений. Виды упрощений. Архетипы и когнитивное моделирование.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
- 147.Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148.Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.