logo search
Учебник Зуба

Потенциал развития

На ЧТЗ готовятся к росту спроса на тракторы. Ожидания основываются на динамике тракторного парка. На начало года общий парк тракторов класса 10 тонн (это самые массовые промышленные тракторы) составил 95 тыс. штук, причем возраст почти 60% из них – свыше восьми лет. В 2000 году число «эффективных» машин (то есть в возрасте до восьми лет) сократится еще на 15% и составит 26 тыс. тракторов и агрегатов на их базе. Этого количества явно недостаточно для обеспечения производственных задач нынешних владельцев техники, что, в частности, подтверждается проведенными опросами. Кроме уже упомянутой нефтянки основными потребителями тракторной техники, спрос со стороны которых начал заметно расти, являются угольная, лесная, золото- и горнодобывающая промышленность, стройиндустрия. Только в нынешнем году многие предприятия планируют замену 10% своего парка, для чего необходимо 9,5 тыс. машин. Понятно, что возможности предприятий по обновлению техники зависят от их экономического состояния, но пока макроконъюнктура им благоприятствует.

Правда, за годы неразберихи ситуация на рынке изменилась для ЧТЗ не в лучшую сторону. В советское время и в первые постсоветские годы завод был практически монополистом в классе тракторов весом 10 тонн, которые в значительной мере перекрывали потребности в промышленных тракторах класса 6 и 15 тонн. Сегодня ситуация резко изменилась. Во-первых, у ЧТЗ появились конкуренты среди отечественных производителей. В Волгограде (Волгоградский тракторный завод) и Чебоксарах (Чебоксарский завод промышленных тракторов) не стали дожидаться, пока в Челябинске оправятся от удара. На наиболее современно оборудованном ЧЗПТ созданы тракторы Т-15 и Т-20, ведутся работы по созданию трактора Т-10. На ВТЗ ведут активные работы по созданию легкого трактора на базе ВТ-100 и ВТ-130.

Во-вторых, оживились западные гиганты – Комацу и Катерпиллер. Пока их позиции в России не очень сильны, слишком дороги их машины. До последнего времени прямо конкурирующая с продукцией ЧТЗ техника Комацу и Катерпиллер в основном присутствовала лишь в лесной отрасли Дальнего Востока. Помог и кризис 1998 года. Однако иностранцы уже начинают потихоньку возвращаться, используя гибкие схемы продаж. Комацу предлагает золотодобытчикам бульдозеры с рассрочкой оплаты на пять лет. Катерпиллер, используя кредитные гарантии американского Эксимбанка. совсем недавно заключил соглашение с компанией «Алмазы России – Саха». Так что ЧТЗ еще придется побороться за место под солнцем, однако шансы у него неплохие. Во многом благодаря хорошим экспортным перспективам.