logo search
ОТВЕТЫ ГОСЫ_1

Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем.

Отечественный опыт управления социальными процессами на уровне организаций (предприятий) формировался под влиянием постепенного изменения общих социально-экономических и культурно-исторических характеристик российского общества, по мере возникновения и развития промышленности и сопутствующего ему роста городского населения.

Рабочее движение в России с самого начала оказалось чрезмерно политизированным, что не могло не повлиять отрицательно на поиск конструктивных путей решения наболевших вопросов охраны труда, низкого уровня социальных гарантий и защиты на заводах и фабриках.

С первых лет советской власти была установлена система централизованного административного управления экономикой и распределения социальных благ.

В годы гражданской войны (1918-1921) социальное управление опиралось на принципы т.н. «военного коммунизма», включавшие всеобщую трудовую повинность, запрет частной торговли, насильственное изъятие продуктов сельского хозяйства у крестьян, жестко нормированное распределение продовольствия и товаров потребления. Основным и практически единственным субъектом социальной политики стало государство. Как известно из истории, экономическая и социальная политика «военного коммунизма» быстро показала свою несостоятельность. Поэтому весной 1921 года было принято решение о переходе к новой экономической политике – НЭПу, заключавшейся в реабилитации частной собственности и рыночных механизмов регулирования производства.

В середине 50-х годов произошли важные изменения в государственной социальной политике, касающиеся механизма распределения средств на социальные нужд. Новым руководством во главе с Н.Хрущевым было принято принципиально важное решение о существенном перераспределении национального дохода в пользу отраслей социальной сферы. Было принято еще одно, не менее важное, решение о предоставлении предприятиям права - создавать за счет полученной ими прибыли собственный фонд для улучшения культурно-бытовых условий работников и совершенствования производства.

По мере дальнейшего роста экономики и благосостояния населения росло число крупных предприятий, располагавших развитой социальной инфраструктурой (собственным жилищным фондом, детскими и медицинскими учреждениями, спортивными сооружениями, объектами культурного назначения и отдыха) возрастала их роль как самостоятельных субъектов социального управления. В связи с этим в начале 60-х годов возникла, получила одобрение руководства страны и начала в больших масштабах осуществляться идея планирования социального развития предприятий.

К моменту начала «перестройки» (1985) значительно расширился круг задач социального характера, решавшихся предприятиями самостоятельно. Во многом это было связано с модернизацией, механизацией и автоматизацией производства, внедрением передовых технологий, появлением и развитием отраслейвысоких технологий (радиоэлектронной, атомной, аэрокосмической, судостроительной и др.), опирающихся на самые современные достижения научно-технической мысли. Значительно повысился уровень технической вооруженности труда, его насыщенность элементами творчества и в других отраслях. Существенно возрос культурно-технический уровень рабочего персонала, увеличилась доля специалистов с высшим и средним специальным образованием.

Эти важные социальные изменения требовали новых методов управления персоналом, переноса акцентов с формально-административных, приказных методов руководства на экономические и социально-психологические.

В годы перестройки получает развитие идея о необходимости расширения прав и участия рядовых работников в управлении предприятием. Следует отметить, что ранее эта идея реализовывалась через институт коллективного договора, заключавшегося на систематической основе между администрацией и трудовым коллективом.

Общие результаты функционирования экономики, темпы ее роста и повышения качества жизни не позволяли обеспечить стандарты потребления, которых достигли к тому времени развитые страны запада. В первую очередь это касалось продовольствия, ассортимента и качества товаров длительного пользования. Дефицит и очереди в магазинах стали неотъемлемой части быта работников предприятий. Выйти из этой ситуации предполагалось с помощью новой социальной политики, опиравшейся на концепцию «человеческого фактора».

Суть данной концепции заключалась в ускорении социально-экономического развития страны за счет более рационального использования человеческого фактора. Это означало значительное повышение роли работников в непосредственном принятии решений и управлении предприятием в целом, а не только его социальной сферой. В результате должно было последовать значительное усиление трудовой мотивации, рост инициативы и заинтересованного, творческого отношения не только к своим непосредственным производственным обязанностям, но и к положению дел в первичной трудовой группе, бригаде, отделе, смене, цехе, в целом на предприятии.

Попытки нового руководства страны во главе с М.Горбачевым воплотить концепцию человеческого фактора в практику управления не удались. Они не могли дать положительного результата, поскольку не изменилисьобщие принципы административно-командного управления экономикой и государственного устройства, сложившиеся в годы индустриализации и коллективизации, опиравшиеся на господство партийной бюрократии.

Происшедшие в начале 90-х годов радикальные перемены в политической и социально-экономической жизни общества были обусловлены отсутствием у советской системы потенциала социального развития, с одной стороны, и фактическим отсутствием субъекта управления, представляющего общественный интерес, с другой.

В течение десятилетия 90-х социальная политика новой власти заключалась во все возрастающем уходе государства из социальной сферы. Согласно либеральным рецептам предприятиям было рекомендовано, как можно быстрей избавляться от объектов социальной инфраструктуры, продав их или передав на баланс муниципалитетам. Несмотря на то, что последние сплошь и рядом не имели средств для их эксплуатации. Следование этим рецептам привело, как правило, к выходу из строя и обветшанию объектов социальной инфраструктуры: коммунальных отопительных и энергетических систем, жилищного фонда, канализации и водопровода, объектов здравоохранения, массовой ликвидации дошкольных детских учреждений, разрушению спортивных и культурных объектов. Как известно, этот процесс продолжается и по настоящее время: средств на поддержание в нормальном состоянии объектов социальной инфраструктуры во многих городах и населенных пунктах страны у нашего «социального государства» хронически недостает. Общий социальный итог этих новаций известен: повсеместное ухудшение качества жизни основной массы населения. Оно проявляется в росте заболеваемости, преступности, социального сиротства, беспризорности, алкоголизма, наркомании, смертности, снижении рождаемости и, в итоге, неуклонном сокращении численности населения страны (примерно на 800 тыс. чел. в год).

Особенности подходов к управлению социальными процессами за рубежом - речь идет, прежде всего, о промышленно развитых странах запада – определяются общественно-политическим устройством, для которого характерна реальная демократия, заключающаяся в фактическом участии наемных работников и широких слоев всего населения в выработке и осуществлении социальной политики, отвечающей их интересам.

Все зарубежные страны достигли высоких стандартов потребления, демонстрируя преимущества реального демократического устройства и рыночных механизмов регулирования экономики.

Самой ранней программой, отразившей концепцию «государства всеобщего благоденствия», была система национального социального обеспечения, введенная Бисмарком в Германии в 1880-е гг. Эти законы регламентируют работу по социальному и медицинскому страхованию, страхованию от несчастных случаев,пенсионному обеспечению, установлению пособий по безработице, оказанию помощи семьям. В результате их практического применения в разных странах сформировались собственные национальные модели социального государства, отражающие их культурно-исторические особенности. Эти модели нашли отражение в практике социального партнерства.

В целом социальный опыт западных стран доказывает важность совершенствования правовых основ и механизма формирования и реализации государственной политики в социально-трудовой сфере. Одним из главных инструментов, с помощью которых наемным работникам удается успешно отстаивать свои социальные права, является институт социального партнерства. Основная функция, выполняемая данным институтом, заключается в организации конструктивного взаимодействия между главными субъектами трудовых отношений в промышленно развитых обществах - работодателей и наемных работников с целью избежать перерастания конфликтных ситуаций, достаточно часто возникающих в отношениях между ними, в конфликт, открытое столкновение, чреватое большими социально-политическими потрясениями и катастрофами.

Институт социального партнерства представляет собой упорядоченную, официально (законодательно) оформленную систему отношений между работниками и работодателями при посредничестве органов власти. Он охватывает указанные отношения на всех уровнях, от организации до регионов и национальной экономики, в целом.

Функционирование данного института обеспечивается специально создаваемыми органами - т.н. трехсторонними комиссиями, состав которых формируется из представителей трех названных субъектов. Трехсторонние комиссии периодически (не реже одного раза в год) заключают соглашение, в котором содержатся конкретные взаимные обязательства сторон на соответствующий период времени, и обеспечивают контроль их выполнения.

Существующие в настоящее времени национальные модели социального партнерства делятся на три группы в зависимости от роли («веса») партнеров и уровня принимаемых соглашений:

- Согласительная модель, в соответствии с которой в формировании и проведении социальной политики участвуют на равных три субъекта: предприниматели, государство и профсоюзы; ее отличает также высокий уровень централизации договорного процесса; данная модель характерна для стран Скандинавии, Австралии и Нидерландов, частично используется в Германии и Швейцарии;

- Консервативно-либеральнаямодель, отличающаяся уменьшенной ролью профсоюзов в выработке социальной политики, имеет место во Франции;

- Плюралистическая модель, характеризующаяся децентрализацией договорного процесса и его преимущественным протеканием на уровне предприятий и даже их филиалов, используется в Великобритании, Канаде, США и Японии.

Особенностям социального управления японскими компаниями посвящена обширная литература. Это связано со стремительным экономическим ростом Японии в последней четверти 20-го столетия, обеспечившим ее выход в число ведущих промышленных держав мира. Эти особенности обусловлены главным образом уникальными чертами социальной организации и культуры данной страны. Приверженность ценностям большой патриархальной семьи, среди которых одно из первых мест занимают принципы иерархии и почитания старших, святость семейных уз и традиций, нашли отражение в системе пожизненного найма и равной важности профессионального мастерства и лояльности фирме как критериев регулярного должностного продвижения персонала.

В 60-е годы в словаре западного менеджмента в связи с необходимостью комплексной оценки общих условий жизни и их влияния на социальное самочувствие людей появился новый термин - «качество жизни». Применительно к жизни хозяйственных организаций получил распространение аналогичный термин - «качество трудовой жизни» или «качество работы» (qualityofjobs), появившийся примерно в то же время в США. Данный термин означает особый подход к проектированию организаций как особых социотехнических систем, предполагающий учет благосостояния работников, их участие в принятии решений и соответственно функциональной эффективности. В дальнейшем в различных организациях разных стран были разработаны и стали осуществляться программы повышения качества трудовой жизни, предусматривающие мероприятия по улучшению охраны труда, повышению удовлетворенности трудом наряду с другими средствами и методами улучшения работы. Сюда входили также: перепроектирование рабочих мест, создание автономных рабочих групп (команд), комитетов трудового управления.

Необходимо отметить, что на рассмотренном историческом отрезке не все было гладко в экономике США и трудовых отношениях. В частности, в послевоенные годы, начиная с конца 60-х и до конца 80-х годов, наблюдался процесс снижения удовлетворенности трудом. Как его следствие имели место снижение конкурентоспособности и общей эффективности экономики, уменьшение уровня реальных доходов американцев. Эти неблагоприятные тенденции удалась преодолеть благодаря наличию системыобщественного контроля принятия решений в области социальной политики. Важными элементами этой системы являются соответствующие комиссии конгресса США, конкурс социальных программ основных политических партий, имеющий место в периоды избирательных компаний, также реальная деятельность профсоюзов и другие институты гражданского общества. В середине 80-х известный бизнесмен и политический деятель Росс Перо, став членом совета директоров компании «Дженерал Моторс», заявил, что если руководство компании, хочет победить своих японских конкурентов, то она должна переключить внимание с основных фондов на людей и сломать стену между рабочими и менеджментом. Речь шла о преодолении т.н. «социальной дистанции», символами которой являются внешние атрибуты социального статуса: разные системы оплаты и стимулирования труда, столовые, разные лифты, разные парковки автомобилей и т.п. Наличие символов социальной дистанции отрицательно сказывается на мотивации труда работников, занимающих нижние ступени в иерархии занятых в компании.

Служба, функционально ответственная за решение социальных вопросов в рамках фирмы или компании, как правило, входит в состав службы управления человеческими ресурсами. Это дает возможность руководству компании учесть влияние социальных факторов на качество работы в долгосрочной перспективе и обеспечить системный подход к формированию стратегии управления человеческими ресурсами и планированию кадровой политики компаний.

************************************************************************

Полезно усвоение зарубежного опыта решения соц.-труд. проблем. Оно, в частности, убеждает в том, что рыночная экономика – это не только равнозначные отношения по поводу купли-продажи товаров и услуг, это еще и культура таких взаимоотношений, которая должна быть сориентированной на признанные в данном обществе ценности, соц. нормы и нравственные требования.

1)       международный опыт показал, что современный корпоративный сектор является не только эффективным экономическим субъектом, но и эффективным субъектом социальной политики: корпоративная социальная ответственность - это ответственность компании перед людьми, организациями и обществом в целом; она включает в себя ответственность по отношению к партнерам, потребителям, работникам, перед обществом в целом, экологическую ответственность;

2)       участие корпораций в развитии социальной инфраструктуры является важным фактором обеспечения благоприятных условий ведения экономической деятельности; вложение ресурсов в развитие внутренней и внешней среды своего обитания (персонал, экология, сообщество) приносит выгоды в виде капитализации репутационной составляющей, что ведет к финансово измеряемой отдаче;

3)       особенности применения международных принципов социальной ответственности в России, связанны с историей и географией страны, менталитетом населения и традициями корпоративного управления; некоторые особенности российского корпоративного сектора, сдерживают становление современных эффективных моделей социально- трудовых отношений (необходимо усиления роли внешних акционеров, становление эффективного социального партнерства и т.п.);

4)       в России корпоративная социальная ответственность на современном этапе особое внимание уделяет отношениям с работниками; приоритеты в направлении развития персонала: обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление социального пакета, участие работников в принятии решений, поддержание внутренних коммуникаций;

перечень основных задач российского государства по поддержке национального корпоративного сектора и превращению его в эффективный субъект социальной политики: укрепление правовых основ собственности, создание равных конкурентных условий, устранение излишнего административного вмешательства, совершенствование рыночных механизмов контроля, устранение институциональных и инфраструктурных ограничений инновационного развития, развитие социальной инфраструктуры, создание эффективных институтов обеспечения квалифицированного рынка трудовых ресурсов, формирование национальных систем страхования дополнительного пенсионного и медицинского обеспечения.