logo search
Учебник Зуба

Вопросы и задания

  1. Заинтересованы ли миноритарии в развитии и углублении кризиса? При каких условиях кризис разрешится в их пользу?

  2. Составьте список потенциальных стейкхолдеров кризиса и оцените их позицию. При каких условиях она может меняться?

19

СУЕТА ВОКРУГ «КРИСТАЛЛА»

Застарелая болезнь крупнейшего производителя водки вновь дала о себе знать.

Едва сменилось руководство государственного алкогольного холдинга «Росспиртпром», владеющего 51% акций завода «Кристалл» (производитель популярной водки «Гжелка»), как зашаталось кресло и под гендиректором этого крупнейшего в России водочного производства. Очередная серия «кристалловского» шоу проходит по всем законам жанра: с многочисленными советами директоров, отменяющими собственные решения, судами и, конечно же, дракой.

Началось все с того, что на заводе появился новый старый гендиректор – Александр Романов. Решением совета директоров он был назначен на эту должность вместо Александра Тимофеева, ставленника недавно уволенного руководителя «Росспиртпрома» Сергея Зивенко.

За последние два года это уже шестой гендиректор завода. Но Романов обошел всех своих неудачливых коллег: он пока единственный, кому удалось стать гениректором дважды. Романов уже стоял у руля «Кристалла» в 2000 году. В то время он представлял интересы московского правительства, которое тогда еще распоряжалось государственным пакетом акций завода. Два года назад Романов прорвался на предприятие чуть ли не с боем. Первым делом он прекратил отгрузки генеральному дистрибутору «Кристалла» – торговому дому «Кристалл-Лефортово» и заключил договор с другой дистрибуторской компанией – РВВК. Но тут гендиректор «Росспиртпрома» Сергей Зивенко вдруг уволил Романова (с формулировкой «слабый менеджер») и поставил на его место главного инженера завода Сергея Лукашука. Поползли слухи, что на самом деле Романов человек питерского водочного короля Александра Сабадаша – владельца завода «Ливиз».

Кого представляет Романов сегодня, спустя два года после той истории, пока непонятно. Московское правительство вроде бы уже не имеет интересов на заводе, информация о связях с Сабадашем не подтверждается. Сам Романов в интервью газете «Газета» говорит о некоем заместителе гендиректора «Росспиртпрома» Александре Солодове, с которым он явился на завод, но на вопрос, поддерживает ли его «Росспиртпром», отвечает туманно. Новый руководитель «Росспиртпрома» Петр Мясоедов вообPR-агентством «Полилог» ведет рекламно-информационную кампанию форума в центральных СМИ. Генеральный директор центра Оксана Клименко подтвердила, что РТР вместе с «Российской газетой» и лентой «РИА-Новости» является информационным спонсором форума и размещает информацию о нем бесплатно, по распоряжению правительства РФ.

В аппарате правительства заявили, что решений по поводу размещения оплаченных информационных материалов не принималось, никакие документы не подписывались. Заместитель руководителя аппарата Алексей Волин отметил, что государству нет необходимости оплачивать размещение заказных материалов на телеканалах, поскольку у него (государства) есть другие рычаги влияния на СМИ.

Документ, особенно странно смотрится на фоне совсем недавних заявлений руководителей центральных телеканалов и членов правительства. Например, министр печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Михаил Лесин сказал, что для возглавляемого им министерства главное сейчас – «формирование рынка прозрачного, стабильного, экономически независимого». А председатель ВГТРК Олег Добродеев на конференции «Индустрия СМИ: направление реформ» высказался за «ясную и прозрачную систему взаимоотношений отрасли и государства».

Президент Фонда эффективной политики (ФЭП) Глеб Павловский, хорошо знающий государственную информационную кухню, не видит криминала в размещении правительством материалов заказного характера под видом редакционных сюжетов на центральных телеканалах. «Это форум государственного значения, –отмечает Павловский. – Непонятно только: зачем государству что-то здесь оплачивать, если у него есть административный ресурс? Значит, есть какие-то частные интересы, причем не вертикального, а горизонтального уровня». По мнению политтехнолога, практика размещения «заказухи» стандартна для всех СМИ, причем не только российских.

Тем не менее, как удалось выяснить, запрос приморского вице-губернатора уже рассматривается в соответствующих министерствах – в частности, в Минэономразвития и аппарате правительства. И, возможно, наряду с местными силовиками свою долю бюджетных денег получат и пиарщики, готовившие для организаторов форума сметы. Может быть, что-то перепадет и СМИ.