Основные формы стимулирования персонала.
Формы материального стимулирования
-
Базовая ставка
Базовая ставка заработной платы – это денежная компенсация, которую работодатель платит за выполняемую работу. Чаще всего базовая ставка зарплаты отражает стоимость работы и не учитывает различия, свойственные каждому сотруднику в отдельности. В зарубежной практике часто проводят различия между зарплатой и окладом: под окладом подразумевают оплату, на которую не начисляются дополнительные выплаты по сверхурочным и дополнительным работам, в России, в соответствии с этим, оклад получают сотрудники интеллектуального труда, управленцы и все, у кого в договоре есть строка о ненормированном трудовом дне.Соотношение 50:50 считается наиболее эффективным в условиях оживления экономики. Соотношение 75:25 рекомендуется к применению в тех случаях, где есть перспектива отдачи через несколько лет, а в данный момент требуется пока небольшое стимулирование труда работников. Это соотношение не рекомендуется применять при высоком уровне инфляции, так как нивелирует перспективу стимулирования.
Соотношение 90:10 требует высокого уровня организации производства и труда
В сущности, есть две базы для определения оплаты: время и результат труда.
-
Оплата за заслуги. Корректировки, связанные со стоимостью жизни
Повышение труда за заслуги – назначается в качестве прибавки к базовой оплате и как признание рабочего поведения в прошлом. В противоположность надбавки за заслуги, корректировки, связанные с изменением стоимости жизни, дают одинаковое и одновременное процентное повышение заработной платы каждому, независимо от эффективности деятельности.
-
Поощрения
Поощрения напрямую связывают повышение оплаты с эффективностью деятельности. Однако они отличаются от корректировок, связанных с заслугами. Во-первых, поощрения не повышают базовую ставку заработной платы и поэтому могут зарабатываться вновь и вновь в каждый срок получения оплаты. Во-вторых, вероятный размер поощрительной выплаты бывает обычно известен заранее. В то время как программы оплаты за заслуги оценивают деятельность человека в прошлом, а потом решается вопрос о размере повышения, цель деятельности для получения поощрительных выплат объявляется четко и заблаговременно. Поскольку поощрительные выплаты одноразовые, они не оказывают стойкого эффекта на стоимость рабочей силы. Если производительность падает, поощрительные выплаты тоже автоматически снижаются. Соответственно, к поощрительным выплатам часто относятся как к меняющейся оплате.
-
Долгосрочные системы поощрений
Системы поощрений могут быть краткосрочными и долгосрочными. Долгосрочные направляют усилия сотрудника на многолетние результаты. Как правило, они выражаются в форме акционерной собственности или праве покупать акции по определенной выгодной цене.
-
Премирование
Премия за основные результаты, как и вознаграждение, стимулирует достижение конечных результатов предприятия в целом, однако выплачивается из прибыли предприятия. Выплата премий по перечисленным выше результатам напрямую увязывается с получением прибыли, а в случае отсутствия последней речь может идти только о вознаграждении. Премирование труда является дополнительной формой вознаграждения персонала из прибыли, выплачиваемой работнику в случае достижения плановых конечных результатов предприятием в целом или его конкретным подразделением. Различают несколько форм премирования трудовой деятельности:
индивидуальное премирование;
коллективное премирование;
премирование из выручки;
премирование из дохода;
премирование из прибыли.
Нематериальные методы стимулирования персонала
Помимо прямого денежного вознаграждения существуют различные формы косвенных материальных компенсаций работникам, которые называются социальными льготами, или социальным пакетом компании Часть социальных льгот предоставляются в законодательном порядке и обязательны для всех предприятий (оплачиваемые основные и дополнительные отпуска, оплата временной нетрудоспособности, льготы молодым сотрудникам и женщинам и т.д.). Часть социального пакета предоставляется предприятиями на основе добровольно взятых на себя обязательств по отношению к работникам.
Основные цели льгот следующие:
-
мотивировать сотрудников и повышать их ответственность;
-
удовлетворять актуальные или ощущаемые потребности сотрудников;
-
продемонстрировать, что компания заботится об удовлетворении потребностей своих сотрудников;
-
представить эффективный относительно налогообложения метод вознаграждения, который снижает налоговые обязательства, сравнимые с вознаграждениями, соотносимыми с эквивалентными наличными выплатами.
Если перевести все льготы, на которые компания тратит материальные средства, в денежное выражение, то сумма льгот, предоставленная одному сотруднику, в большинстве случаев не должна превышать 10% от его заработной платы.
Льготы также имеют и второе значение – вовлечение людей в диалог с работодателем, получение обратной связи, развитие системы внутренних коммуникаций.
Существует два основных способа предоставления льгот сотрудникам:
1) унифицированный набор льгот;
2) льготы по выбору.
Основные виды льгот
Льготы и привилегии могут быть подразделены на следующие шесть типов.
1. Пенсионные схемы. Считаются наиболее важной льготой для сотрудников. Они предпочтительней для компаний как отложенные платежи, потому что они финансируются с помощью вклада, который создает права на гарантированный доход для сотрудника или его иждивенцев при его выходе на пенсию или смерти.
2. Личная безопасность. Сюда относятся льготы, повышающие индивидуальную личную безопасность в отношении болезни, происшествий или сокращения штатов.
3. Личные потребности. Этот тип льгот признает необходимость реализации определенных личных потребностей и ответственности, например, выходные и другие формы отдыха, забота о детях, консультирование по сокращению штатов, финансовое консультирование, содействие укреплению здоровья и отдыху.
4. Финансовое содействие/помощь. Кредиты, помощь в покупке дома, распределение помощи, скидки и членские взносы.
5. Машины и бензин организации. Многие компании дифференцируют менеджеров по их статусу и должности, предоставляя им машины разной степени престижности. Компания может оплачивать расходы на бензин при использовании личной машины.
6. Другие льготы. Их роль заключается в том, чтобы повысить уровень жизни сотрудников. К ним относятся субсидированные обеды, скидки на одежду, возмещение телефонных затрат и помощь посредствомпредоставления кредитных карт.
- Оглавление
- Основы менеджмента
- Инфраструктура менеджмента.
- Социофакторы и этика менеджмента.
- 3. Интеграционные процессы в менеджменте.
- Природа и состав функций менеджмента.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Организационные отношения в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в системе менеджмента.
- Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
- Основы управления персоналом
- Методологические основы управления персоналом.
- Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом.
- Кадровая политика и стратегия управления персоналом.
- Кадровое планирование: его принципы, виды.
- Привлечение и адаптация персонала.
- Обучение и профориентация персонала.
- Управление деловой карьерой.
- Аттестация и деловая оценка персонала.
- Значение должностных инструкций в системе управления персоналом.
- Значение и функции службы управления персоналом организации.
- Психофизиология профессиональной деятельности
- Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.
- 20. Психофизиологические функциональные состояния.
- 21. Роль и место функционального состояния в поведении человека.
- Влияние эмоций на деятельность человека.
- Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
- Управление социальным развитием организации
- Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем.
- Современные тенденции социального развития и гуманизации труда.
- Влияние на организацию социальной политики государства.
- Качество трудовой жизни работников: условия для труда, быта и досуга работников.
- Мотивация трудовой деятельности
- Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом.
- Теоретические основы трудовой мотивации.
- Теория ожиданий в. Врума
- Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Структура, функции и механизм трудовой мотивации.
- Теории мотивации и их роль в системе управления персоналом.
- Теория ожиданий в. Врума
- Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Управление трудовыми ресурсами
- Занятость населения: понятие, формы. Государственное регулирование занятости.
- Миграция трудовых ресурсов и миграционная политика.
- Рынок труда как регулятор занятости, безработицы. Его структуризация и сегментация.
- Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.
- Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимосвязь со службой занятости. Сокращение рабочей силы
- Организация труда персонала
- Сущность организации труда персонала и необходимость ее совершенствования на научной основе. Экономическая эффективность научной организации труда.
- Разделение и кооперация труда.
- Планирование, оснащение и оборудование рабочих мест.
- Функции по обслуживанию средств труда:
- Функции по обслуживанию предметов труда:
- Функции по обслуживанию работников:
- Охрана труда в организации.
- Изучение затрат рабочего времени и содержание труда персонала организации.
- Принципы и правила планирования рабочего времени.
- Делегирование полномочий.
- Делопроизводство в кадровой службе
- Документ. Систематизация документов, номенклатура для их формирования и хранения.
- Правила оформления управленческих документов. Ведение трудовой книжки.
- Документы по приему, увольнению, переводу и отпускам.
- Плановая кадровая документация. Организационно-правовая документация.
- Трудовой договор. Порядок заключения, расторжения.
- Социология и психология управления
- Социальные и психологические основы принятия управленческих решений.
- 4 Уровня принятия решений:
- Современные тенденции и принципы управления социальными организациями.
- Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей.
- Организационное поведение
- Этика деловых отношений.
- Теория поведения человека в организации.
- Управление нововведениями в организации.
- Группа и формирование группового поведения в организации.
- Лидерство и персональное развитие в организации.
- Организационная культура
- Модели корпоративной культуры. Принципы и методы формирования организационной культуры.
- Анализ основных компонентов организационной культуры.
- Принципы и методы формирования и поддержания организационной культуры.
- Содержание и показатели анализа организационной культуры.
- Нормирование и оплата труда
- Понятие и виды норм и нормативов. Порядок введения, замены и пересмотра норм труда.
- 1. Подготовительные и организационно-методические работы.
- 2. Проведение изучения затрат рабочего времени на рабочих местах.
- 3. Проведение обработки собранных материалов.
- 4. Проверка нормативных материалов в производственных условиях:
- 5. Подготовка окончательной редакции нормативных материалов.
- Основные формы и системы оплаты труда.
- Должностные оклады и дополнительная оплата труда.
- Оплата труда работников бюджетного сектора.
- Анализ показателей по труду и заработной плате.
- Региональные особенности оплаты труда.
- Особенности оплаты труда различных категорий работников.
- Стимулирование персонала
- Основные формы стимулирования персонала.
- Анализ методов определения сложности работ.
- Сравнение методов оценки сложности работы
- Управление системой стимулирующих выплат в бюджете организации.
- Система сбалансированных показателей.
- Анализ системы материального стимулирования.
- 1. Комиссионные.
- 2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей.
- 3. Индивидуальные вознаграждения или премии.
- 4. Программы разделения прибыли.
- 5. Акции и опционы на их покупку.
- Анализ пенсионных систем для работников.
- 1. Обязательное пенсионное страхование и обеспечение
- 2. Добровольное дополнительное пенсионное обеспечение
- Анализ системы нематериального стимулирования.
- 7. Самомотивация
- Оценка результатов внедрения системы стимулирования в организации
- Компенсационная политика
- Понятие и теоретические разработки в области компенсаций и льгот.
- 77. Ключевые показатели эффективности – основа внедрения компенсационной политики
- 78. Анализ этапов построения системы компенсаций и льгот.
- 4 Этап Построение структуры зарплаты
- 79. Понятие и структура базовых компенсаций.
- 80. Модель компетенций и компетентный подход к определению уровня компенсаций.
- 81. Понятие и структура переменной части системы компенсаций.
- 82. Льготы и условно-материальные компенсации.
- 83. Развитие персонала как часть компенсационной политики.
- 84. Системы вознаграждения и опционные системы для топ-менеджмента.
- Система международныхгрейдов
- 85. Анализ основных методик оценки должностей.
- 86. Анализ основных этапов построения системы компенсаций
- 4 Этап Построение структуры зарплаты
- 87. Грейдинг в системе управления персоналом.
- 88. Изучение рыночной оплаты труда.
- 89. Методы определения значимости должностей.
- 90.Международная практика применения грейдинга.
- 90. Международная практика применения грейдинга.