logo search
Учебник Зуба

8.2.2. Ключевые цели и задачи организации

Цели организации, часто называемые корпоративными целями, отличаются от стратегической установки тем, что они гораздо более конкретны по содержанию и часто приводятся в стоимостном выражении. К ним могут относиться желаемые уровни выручки или прибыли, темпы роста, размеры дивидендов, или оценочная стоимость акций. Однако могут встречаться и не имеющие финансового эквивалента цели, например, степень удовлетворения персонала от работы, и процесс достижения таких целей труднее контролировать.

Цели традиционно рассматриваются как формальное выражение ожиданий акционгеров или других собственников. Они также могут представлять ожидания других стейкхолдеров, например, работников, покупателей, поставщиков и т.п. Цели организации обычно формулируются собранием акционеров, членами правления или президентом (СЕО) компании.

В качестве целей корпорации могут, например, выдвигаться следующие предложения:

МИССИЯ

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

Рис. 8.2. Соотношение между стратегической установкой, целями и задачами организации.

Разграничение между целями и задачами проходит по уровню, на котором они действуют в организации. Задачи имеют отношение к отдельным частям организации (например, они могут быть задачами какого-либо подразделения организации, или ее филиала).

Возможно также присутствие задач в целях, но на уровне подразделений, если они включены в процесс достижения целей. В этом случае задачи являются переформулировкой общих целей, в той части их достижения, которая отводится отдельным подразделениям (например, цель компании получить определенный процент прироста объема продаж может быть переформулирована как конкретные задачи производственного подразделения, отдела маркетинга, транспортного цеха, финансовой службы и т.д.).

Задачи носят в большей степени краткосрочный характер, чем цели, так как они связаны с планированием текущей деятельности. Это часто приводит к тому, что задачи по своей сущности являются множественными, так как они носят оперативный характер и могут различаться в зависимости от направления деятельности компании. Связь между стратегической установкой, целями и задачами организации показана на рис. 8.2.