logo search
Лекции по менеджменту

В чем же выражается управленческий демократизм?

Во-первых, происходит смена отношений от «начальник — подчиненный» к отношениям сотрудничества. Это выражается в том, что вместо указаний и приказов менеджеры предпочитают использовать приемы убеждения, строгий контроль уступает место доверию.

Во-вторых, менеджер стремится к созданию сплоченной, единой команды, что значительно усиливает эффективность труда персонала, взаимный обмен информацией между членами рабочих групп.

В-третьих, менеджер — демократ, поощряет инициативу и самостоятельность своих подчиненных в соответствии с их способностями и профессиональными качествами. Без необходимости не вмешивается в работу подчиненных, а контролирует только конечный результат и ставит новые задачи. При выдвижении на должность в первую очередь рекомендует выдающихся и перспективных сотрудников организации, использует рациональную систему мотивации и воздействует на своих работников так называемой харизмой.

В настоящее время в развитых западных странах получил широкое распространение принцип делегирования полномочий, который позволяет руководителю избавиться от выполнения рутинной работы и получает время для решения вопросов, требующих творческого подхода. Кроме того, делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на определенных участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и помогает продвинуться вверх по с лужебной лестнице.

Необходимо отметить, что эффективность управления прямопропорционально зависит от организаторских способностей, которые помогают руководителям создать и поддерживать железную дисциплину и творческий подход в коллективе. Такая дисциплина создается не наказаниями, не грубостью, не частой заменой сотрудников, а справедливой требовательностью, умением побуждать и вдохновлять людей на плодотворную деятельность, гуманным отношением к людям, личным примером руководителя.

Эффективный менеджер должен понимать, что его авторитет непосредственно зависит от уважения подчиненных, а не от его формального статуса. Опыт ведущих фирм убеждает в том, что авторитет — это высокий профессионализм и стремление к современному стилю управления. Это качество помогает эффективно и умело управлять людьми, пробуждать в них заинтересованность делами фирмы, активность, творчество. Важным для менеджеров является понимание потребностей и запросов людей, умение верно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к их мнениям и предложениям, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе.