48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
Эласт-сть – выр-ное в %-тах изм-е одной переменной в ответ на выр-ное в % изм-е другой переменной. Понятие эласт-сти позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изм-ям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возм-ть ↑ выручку от ее продажи. Однако в действии-ти так бывает не всегда: возм-на ситуация, когда ↑ цены приведет не к росту, а, наоборот, к ↓ выручки в силу уменьшения D и соотв-го сокращения сбыта.
Разл-т эласт-сть D по цене и эласт-сть D по доходу. В св оч, эласт-сть D по цене бывает прямой и перекрестной.
Прямая эласт-сть D по цене.
Ценовая эласт-сть D — степень возд-вия изм-я цены на изм-е кол-ва продукции, на к-ое предъявлен D.
Если обозначить цену ч/з Р, а величину D ч\з Q, то показатель (коэф-т) ценовой эласт-сти D Ed будет равен: , где ΔQ — изменение D; ΔР — изменение цены.
В соот-вии с з-ном D коэф-т эласт-сти Ed почти всегда имеет отриц-й знак. Это объясняется тем, что при ↓ цены (ΔР отриц-но) объем D вырастет (ΔQ) полож-но), и наоборот. Исключение сост-т D на престижные товары. Кроме того, при некот-х процессах в эк-ке, н-р постоянном росте цен в д/срочном периоде, люди вынуждены делать запасы впрок, что приводит к ↑ D на продукцию. Поскольку эк-тов интересует величина коэф-та эласт-сти, то во избежание путаницы при интерпретации дан показателя в эк анализе знак "минус" опускается.
Сущ-т 2 способа вычисления коэф-та эласт-сти.
Первый позволяет опр-ть точечную эласт-сть (эласт-сть в точке). Она хар-т отн-ное изм-е D при бесконечно малом изм-и P. Это в реальности встречается либо на монополизированном рынке, либо в опр точке сбыта товара в кр/срочном периоде. Но в зав-ти от того, какой из 2х уровней цены и кол-ва прод-ции исп-ся при опр-ии второго сомножителя, уравнение эласт-сти имеет, по крайней мере, 2 реш-ия, позволяющие получить разл рез-ты:
1) ; 2), где Р0 , Р1 — цена продукции соот-но в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точках; Q0, Q1 – кол-во продукции соот-но в базисной (начальной) и отчетной (конечной) точках.
Во избежание неопред-ти в расчетах обычно исп-т средние для анализир-го периода значения цены и кол-ва продукции. Такой способ расчета позволяет вычислить коэф-т дуговой эласт-сти.
Формула эласт-сти при этом принимает вид: .
Смысл дуговой эласт-ти заключается в след-м.
Если %-ное изм-е D быстрее чем %-ное изм-е Р на дан продукцию, то D считается эласт-м и Ed > 1.
Если %-ное изменение D медленнее чем %-ное изм-е Р на дан прод-цию, то D считается неэласт-м и Ed < 1 - продукты питания (хлеб, соль, спички), на медикаменты, др предметы первой необх-ти.
Если Ed = 0, то D абсолютно неэласт-н, т. е. объем D не изм-ся при изм-и Р - жизненно важные лекарства.
Если Ed = ∞, то D абсолютно эласт-н, т. е. объем D изм-ся бесконечно при незначительном изм-и Р. Так возм-но на совершенно конкурентном рынке или в условиях инфляции: при ничтожно малом ↓ цен или в ожидании их ↑ потр-ль старается потратить св деньги, чтобы уберечь их от обесценения, вложив в матер блага.
Если Ed = 1, то единичная эласт-сть D, т.е. %-ное изменение Р и D одинаковое.
Осн факторами, влияющими на эласт-сть D по цене я-ся степень необх-сти опр товара д/дан потребителя:
Чем выше степень необх-и блага для потр-я, тем меньше значение коэф-та эласт-сти D по цене.
Степень заменяемости опр товара др благами для дан потр-ля. Чем больше кол-во заменяемых благ, тем больше значение коэф-та. Отсутствие заменителей блага я-ся основой абсолютной не эласт-сти D по цене.
Чем больше удельный вес затрат на товар в расходах, тем выше эласт-сть D.
Чем сильнее ограничен доступ к товарам, тем меньше эласт-сть D.
Чем выше степень насыщения потребности, тем меньше эласт-сть D.
Чем более агрегирован товар, тем ниже эласт-сть D.
D становится более эластичным с течением времени, т.е. потребителям необх-мо опр время, чтобы переориентироваться на др товар или найти тот же товар по более низкой цене.
49.Теория потребительского поведения. Ординалистский и кардиналистский подходы к изменению полезности. Закон убывающей предельной полезности. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия, их свойства. Условие потребительского равновесия.
Потребит-е предпочт-я - упорядоч-ая сис-ма отн-ных оценок разл наборов благ. Повед-е потреб-ля лучше рассм-ть в 3 этапа:1.)изучение его предпочтений,2)необх-мо учесть, что потреб-ль сталкивается с бюджетн ограничениями.3)Необх-мо совм-ть потребит. предпоч-я с бюджетн огранич-ми и опр-ть потреб. выбор
Сущ. 3 осн предпол-я отн-но предпоч-й потр-ля:
1)предпоч-я сформ-ны, т.е. потр-ли м. сравнивать и классиф-ть все наборы потребит-х товаров;
2)предпочтения транзитивны: если потр-ль предпочитает набору А набор В, а набор В набору С, то потр-ль предпочтет т-же А набору С;
3) потр-ли всегда предпоч-ют больш. кол-во т-ра меньшему.
Мы м. представить потребит. предпочт-я с пом кривых б/разл-я(КБ) – сов-сть потребит-х наборов, к-ые обесп-ют одинак ур-нь удовлет-я потр-тей (т.е. я-ся б/разл-ми). Каж точка КБ из комбинации опр кол-ва набора благ Х и Y, к-ые для потр-ля я-ся б/разл-ми. Св-ва КБ:
Сов-сть КБ хар-т карту б/разл-я.
КБ расп-ные правее и выше от начала координат я-ся более предпочтительными.
КБ всегда имеет отриц-й наклон.
При этом все точки расположенные в рамках 2 квадранта – более предпочтительны чем в 4 => КБ не м. соединять точки расп-ные во 2 и 4 квадранте и п/му КБ всегда имеют отриц-й наклон.
КБ одного потреб-ля никогда не пересекаются
Осн понятием в т-ии полез-ти я-ся пред-ная норма замещ-я. Показ-ет наск-ко м. заменить благо Y на благо X, чтобы сохр-ть одинак-й ур-нь полез-ти. MRS = - ΔY/ ΔX. Отриц-е знач-е ввод-ся, чтобы MRS была больше 0, т.к. Yвсегда (-).
1 – совершенная взаимозаменяемость Х и Y.
2 – совершенно не взаимозаменяемые Х и Y.
3 – хар-т возможные комбинации Х и Y.
Сущ-т разл ур-ни формал-ции предпоч-ий разл групп потреб-лей, из к-ых вытекают разл ур-ни кол-ной соизмер-ти полез-ти благ. Это выр-ся порядковой и колич-ной f-циями полез-ти.
Порядковая (ординалистическая) f-ция полез-ти выр-т т/о опр послед-сть, порядок, в к-ом распол-ся классы б/различия или группы равноц-х для дан потр-ля наборов благ (благ, обладающих одинак. полез-тью), н-р, от менее предпочт-х к более предпоч-ым. Ее м. обр-вать с пом люб послед-ного множ-ва чисел, соотв. дан классам безразл-я т.о., что число предпочт-ного класса будет больш.числа менее предпочт-го класса безразл-я.
Тогда знач-я такой ордин-ской f-ции полез-ти и будут выр-ть т/о послед-сть опр групп равноц-х наб-ов благ – и не бол. того: для люб наб-ов благ А и Б U(А) > U(Б), U(А) < U(Б) либо U(А) = U(Б).
Чаще всего для устан-я знач-ий ордин-ской f-ции полез-ти исп-т послед-сть натур-х чисел, начиная с 1, н-р: U(А) = 1, U(Б) = 2, U(В) = 3 и т.д. При этом сами знач-я порядк-й f-ции полез-ти выстраи-ся в аналог-ную послед-ть: U1,U2,U3…,Un.
U=f(Х),гдеХ-люб.набор благ из дан.мн-ва потр-я.
С практич-й т. зр. потреб-ль с порядк-й f-цией полез-ти всегда м. ск-ть, что чему он предпочит., но не м. опр-ть, наск-ко 1 набор лучше др.
Кол-ная (кардиналистская) - f-ция полез-ти, возник-щая в том сл-е, когда мы не т/о не м. опр-ть рас-ку и послед-сть классов безразл-я, но и указ-ем, как мы оцен-ем разность в ур-нях благосост-я, соотв-щих каж из таких классов безразл-я. При этом м. б. сравнивать не т/о сами зн-я f-ции полез-ти, но и их изм-я. Это озн-т, что дан потреб-ль в дан ситуации оказ-ся в сост. опр-ть не т/о свои предпочт-я как таковые, но и их интенсивность, поск-ку он м. указать, что для него разность в ур-нях благосост-я при сравн-ном потр-ии товаров А и Б больше, меньше или = раз-ти в ст-ни удовл-ти при сравн-ном потр-ии наборов В и Г.
Полез-ть, к-ую потр-ль извл-ет из доп ед-цы блага, наз-ся пред-й полез-тью, к-ая по мере увел-я товара убывает. Вел-на пред. полез-ти зависит от кол-ва дан. т-ра и ст-ни потр-ти в нем. Уменьш-е пред. полез-ти по мере приобр-я потр-лем доп ед-ц конкр-го прод-та наз-ся з-ном убыв-щей пред полез-ти. Чем больш. кол-во прод-та приобр-ют потр-ли, тем меньше их стремл-е к получ-ю доп ед-ц этого же пр-та (пр. автомобиль).
Усл-е потребит-о равновесия. Чтобы опр-ть полож-е равно-я для потр-ля, н. совм-ть бюдж. линию и карты б/разл-я. Бюдж. линия по опр-нию показ-ет все комбинации прод-ов А и В, доступн. потр-лю при дан вел-не его ден.дохода и дан ценах на пр-ты А и В. Из этих доступн. потр-лю комб-ций он отдаст предпоч-е той, к-ая принесет ему наиб. удовл-е, или наиб полез-ть. Комбинация, max-щая полез-ть, наз-ся положением равновесия потр-ля.
Равн. пол-е потр. дост-ся в т. В, в к-ой бюдж. Лин. кас-ся наиб. высок. из всех достижимых КБ U3.
- 1.Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 2. Функции и методы менеджмента.
- 3. Характеристика основных школ менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 5. Сущность и содержание управленческого цикла.
- 6. Лидерство и стили управления.
- 7. Планирование и контроль в системе менеджмента.
- 10. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
- 3 Теория потребностей МакКлелланда
- 3 Двухфакторная теория Герцберга
- 1 Теория ожиданий Врума
- 2 Теория справедливости Адамса
- 3 Теория Портера-Лоулера
- 8. Теория корпоративного управления
- 12. Организация как объект управления. Классификация организации. Интеграция организации.
- 13. Социальная ответственностьи этика менеджмента.
- 79. Управление изменениями в организации. Причины сопротивления изменениям и рекомендации по управлению процессами перемен.
- 14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.
- 15. Принципы формирования организационных структур и организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных связей и иерархические структуры управления.
- 16. Цели организации. Правила построения дерева целей. Кправление по целям (результатам), преимущества и недостатки.
- 17.Основные принципы организации управленческого контроля, требования к эффективной системе контроля. Подходы к оценке эффективности контрольной деятельсности, Стратегии и формы контроля.
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
- 19.Возникновение и развитие управленческой мысли в России.
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг.
- 21.Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27.Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 30.Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классиф-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31.Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33.Марксистская школа в политэкономии. Концептуальные положения и современные взгляды.
- 9. Модели корпоративного управления.
- Англо-американская модель
- Область распространения модели: сша, Канада, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Немецкая (Германская) модель
- Область распространения модели: Нидерланды, Скандинавия, во Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.
- 4. Состав Совета директоров.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Японская модель
- Область распространения модели.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- 11. Системный подход в менеджменте. Организация как система. Организация как система процессов. Системный подход.
- Организация как система управления.
- Организация как система процессов
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 28. Налоговая система Российской Федерации
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 35.Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
- 36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 37.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег.
- 1) Доход (y); 2) % ставка (r).
- 38. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филипса. Регулирования рынка труда.
- 39.Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом.
- 40.Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний и внутренний баланс малой открытой экономики (моэ).
- 42. Платежный баланс, его статьи, счета.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 45.Заработная плата. Маркситский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы заработной платы.
- 46.Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглица.
- 47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
- 48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51.Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52.Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53.Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54.Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55.Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59.Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60.Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61.Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62.Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63.Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64.Управление каналами распределения товаров.
- 65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66.Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67.Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68.Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69.Организационная культура: сущность и типология.
- 70.Законы функционирования и развития организации.
- 71.Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77.Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78.Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80.Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81.Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82.Формальные и неформальные группы в организации.
- 83.Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84.Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 85.Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87.Социологические методы исследования систем управления.
- 88.Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89.Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90.Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
- 94.Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- Процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 101.Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 100.Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 102.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103.Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104.Кризисы в управлении организацией.
- 105.Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 108.Логистическая система управления запасами.
- 109.Сущность и задачи транспортной логистики.
- 120.Этапы создания системы качества на предприятии
- 110.Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111.Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113.Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114.Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115.Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их хр-ка.
- 116.Разработка бизнес-плана проекта.
- 117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119.Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121.Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122.Бюджетирование: сущность, назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124.Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 127.Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128.Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129.Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130.Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131.Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132.Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133.Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 134.Анализ и управление производственными запасами.
- 135.Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136.Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 140.Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.
- 126.Методы ценообразования
- 2. На конъюнктуру рынка — рыночные методы
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности организации
- 141. Факторный анализ прибыли
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 98.Приведение ситуаций к типовым при принятии управленческих решений. Виды упрощений. Архетипы и когнитивное моделирование.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
- 147.Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148.Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.