logo search
Лекции по менеджменту

Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса

От того на сколько грамотно построено общение зависят: результаты переговоров, степень взаимоотношения с партнерами, удовлетвлетворение работников своим трудом, морально-психологический климат в коллективе.

Общение – процесс передачи идей, мыслей, чувств, доведение их до понимания другими людьми.

Коммуникации в менеджменте – передача информации от человека к человеку, на основе которой руководитель получает информацию необходимую для принятия решения. Субъектами могут выступать личности, группы или целые организации.

Коммуникация включает в себя и то, что передается и то, как это «что» передается.

Информация имеет носители: речь, графика, знаковые системы, коды, символика.

Способы передачи информации: устное сообщение, письменное сообщение, язык жестов, мимика.

Если субъектом сообщения является источникк, то говорят об управленческой информации: внутренняя – от данной организации, внешняя – от окружающей среды.

По назначению: открытая – для всеобщего пользования, для служебного пользования, секретная, совершенно секретная, сов секретная особой важности.

Функции управленческой информации:

1) обслуживает функции управления от подготовки и принятия решения по подведению результатов его выполнения;

2) связывает подразделения организации и обеспечивает контакты с внешней средой.

Схема удовлетворит потока на предприятии:

Управленческие коммуникации: межуровневые, неформальные, коммуникации по-восходящей, коммуникации между руководителями и работниками групп, коммуникации между различными отделами и подразделениями.

Коииуникации по типу отношений между участниками: межличностная, публичная, массовая.

Коммуникации по средствам: речевая; паралингвистическая – жесты, мимика, мелодия; вещественно-знаковая – продкты производства.

Коммуникационный процесс– обмен информацией между 2 и более людьми.

4 базовых элемента, выделенных в процессе обмена информацией: отправитель, сообщение, канал, получатель.

Коммуникационный процесс:

ОТПРАВИТЕЛЬ (формулирует или отбирает) – ИДЕЯ (кодирует и выбирает) – СООБЩЕНИЕ (передает по каналу) – ПОЛУЧАТЕЛЬ (декодирует) – ПОНЯТА ЛИ

Отправитель– субъект который отправляет информацию (человек, группа лиц, организация).

Сообщение– информация, которая передается.

Канал –средство с помощью которого сообщение передается.

Получатель– лицо, которому предназначена информация.

Этапы при обмене информацией, которые отправитель и получатель: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование.

Декодирование– перевод символов отправителя в мысли получателя.

Шум (коммуникационный барьер)– то, что искажает смысл – причина неэффективность коммуникации.

Коммуникационный барьер:

1) микробарьеры– плохая связь, негативные отношения;

2) макробарьеры– прегрузка информационных каналов, интернационализация деловых каналов.

Коммуникации:

1) формальные– определяются правилами, инструкциями и осуществляются по формальным правилам: вертикальные – с одного уровня иерархии на другой; горизонтальные – между различными подразделениями одного уровня.

2) неформальные– не соответствует правилам организации: осуществляется по неформальным каналам, которые существуют в силу

Организационные коммуникации и преграды в них: информационные перегрузки, искажение сообщений, конфликты между различными группами или отделами, неудовлетворенныйый состав работающих групп, кадров.

Пути преодоления:система обратной связи, регулирование информационных потоков, современная информационная технология (ПК, электронная почта), управленческие действия (реализация и контроль), система сбора, предложений (анонимные ящики, звонки), информационные бюллетени.