Занятость населения: понятие, формы. Государственное регулирование занятости.
Одной из важнейших экономических проблем является рациональное распределение населения по отраслям народного хозяйства и по территории государства. Решение этой задачи позволит с наибольшей отдачей использовать имеющиеся трудовые потенциалы общества, то есть позволит занять людей общественно полезным трудом.
Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противостоящих законодательству РФ и приносящая заработок (доход).
Занятое население — это активная часть трудовых ресурсов, задействованная в общественном производстве. К нему относятся: работающие по найму; предприниматели; ученики, получающие жалованье; частично занятые студенты и домохозяйки; лица свободных профессий; военнослужащие; помогающие члены семей
Трудовыми ресурсами считаются:
-
занятые в экономике;
-
учащиеся в трудоспособном возрасте с отрывом от работы;
-
прочее население, не занятое в экономике и учете (работа в домашних хоз-вах)
-
безработные и заключенные.
Существуют следующие виды занятости:
-
Полная
-
Эффективная
-
Вторичная
Полная занятость - состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать; соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Занятые+ естественные безработные.По МОТ - это уровень занятости, при котором все лица, вышедшие на рынок труда, которые могут трудиться и активно ищут работу, могут получить ее. Необходимое условие полной занятости - благоприятная экономическая среда, для которой характерны "экономическая и финансовая стабильность, отсутствие чрезмерной инфляции и резких перемен обменного курса валют".
Эффективная занятость-с эк.т.з. наиболее рациональное использование человеч. Ресурсов, с соц. Т.з.-наиболее полное соответствие интересам человека труда. Это отражение занятости как с количественной точки зрения, так и с качественной.
Вторичная занятость – дополнительная форма использования раб. Силы уже вовлеченного в труд.деят-ть раб-ка. Причины:1. Стремление повысить доходы(минус-нет восстановления сил, проф. мастерства),2.стремление к повышению собств. Конкур-сти на внешнем рынке труда, при угрозе потери работы
Виды занятости:
1. по режиму раб. Времени: полный, стандартный, гибкий, сокращенный.
.2. регулярность: постоянная, временная, сезонная, эпизодическая
3. место: в орг-и;в дом. Усл; на открытом произ-ве
4. статус труд.деят: основная, совмест-во, вторичная.
Политика занятости- система мероприятий, реализуемых гос. Службой занятости для изменений сложившейся неблагоприятной ситуации и поддержания стабильности на рынке труда и обеспечения эффект. Занятости.
Основные задачи политики занятости:
1. Сдерживание масштабов безработицы
2. Создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных
3. Обеспечение целевой поддержки безработных граждан
4. Смягчение последствие долговременной безработицы.
Приоритетные направления:
-
Опережающее проф. Образование
-
Проф ориентация и поддержка безработных
-
Поддержка малого и среднего бизнеса
-
Увеличение масштабов общест-х работ и временной занятости безработных
-
Поддержка регионов с проблемными труд рынками
-
Фин. Поддержка орг-ций,создающих ученические и рабочие места для отдельных категорий граждан
Включает также и другие элементы социального характера, воздействующие на занятость населения, как то: продолжительность рабочего времени, мат. условия, стимулирующие пребывание женщин работниц в дополнительном отпуске по уходу за ребенком, размер трудовых пенсий, уровень материального обеспечения пенсионеров, и условия сохранения пенсий для работающих пенсионеров. Политика занятости одновременно охватывает комплекс мер, связанных с эк. условиями воспроизводства рабочих мест – закрытием неэффективных производств, техническим обновлением действующих и созданием новых рабочих мест.
- Оглавление
- Основы менеджмента
- Инфраструктура менеджмента.
- Социофакторы и этика менеджмента.
- 3. Интеграционные процессы в менеджменте.
- Природа и состав функций менеджмента.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Организационные отношения в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в системе менеджмента.
- Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
- Основы управления персоналом
- Методологические основы управления персоналом.
- Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом.
- Кадровая политика и стратегия управления персоналом.
- Кадровое планирование: его принципы, виды.
- Привлечение и адаптация персонала.
- Обучение и профориентация персонала.
- Управление деловой карьерой.
- Аттестация и деловая оценка персонала.
- Значение должностных инструкций в системе управления персоналом.
- Значение и функции службы управления персоналом организации.
- Психофизиология профессиональной деятельности
- Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.
- 20. Психофизиологические функциональные состояния.
- 21. Роль и место функционального состояния в поведении человека.
- Влияние эмоций на деятельность человека.
- Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
- Управление социальным развитием организации
- Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем.
- Современные тенденции социального развития и гуманизации труда.
- Влияние на организацию социальной политики государства.
- Качество трудовой жизни работников: условия для труда, быта и досуга работников.
- Мотивация трудовой деятельности
- Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом.
- Теоретические основы трудовой мотивации.
- Теория ожиданий в. Врума
- Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Структура, функции и механизм трудовой мотивации.
- Теории мотивации и их роль в системе управления персоналом.
- Теория ожиданий в. Врума
- Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Управление трудовыми ресурсами
- Занятость населения: понятие, формы. Государственное регулирование занятости.
- Миграция трудовых ресурсов и миграционная политика.
- Рынок труда как регулятор занятости, безработицы. Его структуризация и сегментация.
- Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.
- Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимосвязь со службой занятости. Сокращение рабочей силы
- Организация труда персонала
- Сущность организации труда персонала и необходимость ее совершенствования на научной основе. Экономическая эффективность научной организации труда.
- Разделение и кооперация труда.
- Планирование, оснащение и оборудование рабочих мест.
- Функции по обслуживанию средств труда:
- Функции по обслуживанию предметов труда:
- Функции по обслуживанию работников:
- Охрана труда в организации.
- Изучение затрат рабочего времени и содержание труда персонала организации.
- Принципы и правила планирования рабочего времени.
- Делегирование полномочий.
- Делопроизводство в кадровой службе
- Документ. Систематизация документов, номенклатура для их формирования и хранения.
- Правила оформления управленческих документов. Ведение трудовой книжки.
- Документы по приему, увольнению, переводу и отпускам.
- Плановая кадровая документация. Организационно-правовая документация.
- Трудовой договор. Порядок заключения, расторжения.
- Социология и психология управления
- Социальные и психологические основы принятия управленческих решений.
- 4 Уровня принятия решений:
- Современные тенденции и принципы управления социальными организациями.
- Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей.
- Организационное поведение
- Этика деловых отношений.
- Теория поведения человека в организации.
- Управление нововведениями в организации.
- Группа и формирование группового поведения в организации.
- Лидерство и персональное развитие в организации.
- Организационная культура
- Модели корпоративной культуры. Принципы и методы формирования организационной культуры.
- Анализ основных компонентов организационной культуры.
- Принципы и методы формирования и поддержания организационной культуры.
- Содержание и показатели анализа организационной культуры.
- Нормирование и оплата труда
- Понятие и виды норм и нормативов. Порядок введения, замены и пересмотра норм труда.
- 1. Подготовительные и организационно-методические работы.
- 2. Проведение изучения затрат рабочего времени на рабочих местах.
- 3. Проведение обработки собранных материалов.
- 4. Проверка нормативных материалов в производственных условиях:
- 5. Подготовка окончательной редакции нормативных материалов.
- Основные формы и системы оплаты труда.
- Должностные оклады и дополнительная оплата труда.
- Оплата труда работников бюджетного сектора.
- Анализ показателей по труду и заработной плате.
- Региональные особенности оплаты труда.
- Особенности оплаты труда различных категорий работников.
- Стимулирование персонала
- Основные формы стимулирования персонала.
- Анализ методов определения сложности работ.
- Сравнение методов оценки сложности работы
- Управление системой стимулирующих выплат в бюджете организации.
- Система сбалансированных показателей.
- Анализ системы материального стимулирования.
- 1. Комиссионные.
- 2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей.
- 3. Индивидуальные вознаграждения или премии.
- 4. Программы разделения прибыли.
- 5. Акции и опционы на их покупку.
- Анализ пенсионных систем для работников.
- 1. Обязательное пенсионное страхование и обеспечение
- 2. Добровольное дополнительное пенсионное обеспечение
- Анализ системы нематериального стимулирования.
- 7. Самомотивация
- Оценка результатов внедрения системы стимулирования в организации
- Компенсационная политика
- Понятие и теоретические разработки в области компенсаций и льгот.
- 77. Ключевые показатели эффективности – основа внедрения компенсационной политики
- 78. Анализ этапов построения системы компенсаций и льгот.
- 4 Этап Построение структуры зарплаты
- 79. Понятие и структура базовых компенсаций.
- 80. Модель компетенций и компетентный подход к определению уровня компенсаций.
- 81. Понятие и структура переменной части системы компенсаций.
- 82. Льготы и условно-материальные компенсации.
- 83. Развитие персонала как часть компенсационной политики.
- 84. Системы вознаграждения и опционные системы для топ-менеджмента.
- Система международныхгрейдов
- 85. Анализ основных методик оценки должностей.
- 86. Анализ основных этапов построения системы компенсаций
- 4 Этап Построение структуры зарплаты
- 87. Грейдинг в системе управления персоналом.
- 88. Изучение рыночной оплаты труда.
- 89. Методы определения значимости должностей.
- 90.Международная практика применения грейдинга.
- 90. Международная практика применения грейдинга.