logo search
СУ 1 - СУ как теория

2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления

Большое место в социологии управления отводится идеям Р. Мертона о явных и латентных функциях, а также дисфункциях, учет которых обеспечивает эффективность управления. Функциями и дисфункциями обладают структурные элементы общества, например, социальные институты.

Функция – эта приносимая польза, т.е. «функционировать» означает «приносить пользу». Если от социального института помимо пользы проис­ходит вред, подобное действие называется дисфун­кцией. Если функция института высшего образо­вания – готовить высококвалифицированных специалистов, но подготовка специалистов поставлена плохо, т.е. институт функционирует плохо, то общество не получит квалифицированных специалистов.

Мертон вводит в управление понятие «дисфункция» для того, чтобы показать, что систематизированный взгляд на социальную реальность, в том числе и с точки зрения теории управления, обращающий внимание на дисфункции, точно так же как на функции, может выявить не только социальную стабильность, но и потенциальные источники социального изменения. При этом он подчеркивал: если функция представляет собой те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации системы, то дисфункции – это такие наблюдаемые последствия, которые уменьшают адаптацию системы. В любой момент времени любое явление может иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия, что необходимо учитывать в управленческой деятельности, особенно при формировании и проведении политики.

Мертон разделил функции и дисфункции на явные, т.е. официально заявленные и всеми осознаваемые, и латентные, т.е. скрытые, не заявленные. К явным функциям средней школы относятся приобретение грамотности, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества и др. Ее скрытые функции: приобре­тение определенного статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей и т.д.

Функции и дисфункции носят от­носительный характер, т.к. имеют два вида – явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. Так, одним важно приобрести в универси­тете знания, а другим завязать зна­комства. Латентные функции отличаются от дисфункций тем, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую, нежели об этом официально заявляется.

Если говорить о явных и латентных функциях с точки зрения социологии управления, то Мертон сделал весьма существенные выводы. Обычно традиционно мыслящие и действующие люди, занимающиеся управленческой деятельностью, сосредоточивают свое внимание на явных функциях, которые осуществляют управляемые ими организации или их подразделения. Однако внимательное изучение результатов социологического анализа производственной деятельности и процессов массового потребления показало, что для принятия более эффективных управленческих решений желательно учитывать и латентные функции, которые обычно трудно предсказуемы, вследствие чего резко усложняют картину протекания управляемых процессов. Мертон доказал, что если латентные функции четко установлены и учтены в управленческой деятельности, то эффективность управления резко повышается.