1. Понятие социальной организации в социологии
Организация является разновидностью группы, в связи с чем у этого понятия много значений. Организация – это разновидность социальной системы; это объединение людей, совместно реализующих общую цель и взаимодействующих на основе определенных принципов, норм, процедур.
С управленческой точки зрения организация – это устойчивая форма объединения людей, имеющих общие интересы, организационная структура, которую образует большая или малая группа лиц, а также условия и способы их взаимодействия друг с другом.
Природа организации всегда социальна, т.к. всегда социальны объект и субъект воздействия: индивиды и группы, вовлеченные в деятельность, результаты (целевой продукт и коллектив) воздействия. Кроме того, в организации используются специфические социальные средства регламентации. Все это позволяет выделить особую подсистему организации – социальную организацию.
В широком смысле под социальной организацией понимаются любые организованные сообщества людей или совокупность взаимосвязанных социальных групп, т.е. любая организация в обществе. В узком смысле – это специфическая социальная подсистема, регулирующая поведение членов организации, наличие которой и позволяет рассматривать организацию как социальную систему.
Существуют различные трактовки термина «организация», которые можно сгруппировать по следующим направлениям:
- организация как процесс представляет совокупность действий, направленных на образование и совершенствование взаимосвязей между частями целого (например, создание работоспособного коллектива). Данная трактовка типична для большинства социально-управленческих дисциплин
- организация как частная управленческая функция – этот подход характерен для теории управления
- организация как социальный объект и коллективный субъект деятельности, что обеспечивает ее понимание как источника организационного воздействия и место его применения.
Нас интересует организация как социальный объект. Деятельность людей традиционно осуществляется в рамках организации. Социальная организация возникает тогда, когда люди объединяют свои усилия для реализации личных интересов через реализацию общих целей организации. Поэтому социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними (власть, подчинение, коммуникация, координация и др.), возникающих как результат взаимодействия этих групп, члены которых связаны интересами, целями, ценностями и нормами, определяющими их совместную деятельность.
У любой организации есть название, устав (программа), штат сотрудников, порядок работы, а ее деятельность упорядочена и скоординирована. Она может состоять из нескольких человек (ЧП, агентство недвижимости) или сотен тысяч работников (ТНК). Примеры: компания, вуз, банк, политическая партия и т.д.
Из определения организации ясно, что ее структуру составляют взаимодействующие индивиды и возникающие между ними отношения, а качествами выступают цель, взаимодействие и управление.
1) единая цель – производство продукции или оказание услуг;
2) управление как система власти, которая подразумевает подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;
3) взаимодействие групп работников в силу выполнения различных функций (полномочий и обязанностей).
Базовым фактором функционирования организации является ее социальная среда – совокупность материальных, общественных и духовно-нравственных условий, в которых происходит распределение и потребление благ, складываются объективные связи между отдельными личностями и группами, находят выражение их морально-этические ценности. Как правило, социальная среда взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей людей, всестороннему развитию личности и гуманизации труда.
Социальную среду характеризует потенциал организации, который включает множество составляющих:
1. Размер организации свидетельствует о масштабе и размере ее деятельности, а также о материальных, трудовых, финансовых ресурсах, которыми фирма может располагать для развития своей социальной среды.
2. Местоположение предприятия. Важное значение имеют район, где базируется организация и тип населенного пункта (город, поселок, село).
3. Численность персонала (штатный состав работников) определяет масштабы предприятия, возможности повышения квалификации и уровня профессионального мастерства сотрудников, привлекательность ведущих профессий, востребованность специальных знаний, умений и навыков.
4. Отраслевая принадлежность, сфера и вид деятельности предприятия (производственная, коммерческая, финансовая или услуги) свидетельствует о специфике его продукции, объемах производства товаров и оказываемых услуг.
5. Форма собственности характеризует экономическую сторону предприятия, определяет социально-трудовые отношения, результаты хозяйствования и степень удовлетворенности потребностей работников.
6. Финансовое положение организации определяет решение социальных проблем (включая гарантии занятости и приемлемого уровня оплаты труда), которое находится в прямой зависимости от того, имеет ли субъект хозяйствования высокие доходы от реализации своей продукции, сводит концы с концами или находится на грани банкротства.
7. Состояние основных фондов и технический уровень производства обусловливают степень преуспевания фирмы, т.к. применение современных машин, технологий и материалов – непременное условие того, чтобы быть на уровне НТП, выдерживать жесткую рыночную конкуренцию, не терять потребителей своей продукции.
8. Содержание и организационные формы трудового процесса имеют исключительную значимость при определении потенциала возможностей организации. Сюда входит культура труда, те средства, способы, ориентиры, образцы и нормы поведения, которые присущи определенной общности людей, занятых совместным делом. Культура зависима как от содержания работы и оснащенности рабочих мест, так и от уровня образования и профессиональной подготовки работников, их жизненного опыта и нравственной позиции.
Второй компонент – дисциплина (трудовая, производственная, технологическая, финансовая, договорная, исполнительская) как точное выполнение каждым участником совместной работы, своих функций и обязанностей, строгое соблюдение установленных в организации требований и правил.
Социальная среда – объект управления организации и составная часть системы управления ее персоналом. Применение знаний социологии управления в развитии отдельной организации означает улучшение ее социальной среды, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и досуга работников. Соответственно, основными целями развития социальной среды являются:
- совершенствование социальной структуры персонала и его профессионально-квалификационного состава, регулирование численности, повышение образовательного и культурно-технического уровня работников
- улучшение эргономических, санитарно-гигиенических, эстетических и иных условий работы, охраны труда и безопасности работников
- обеспечение социального страхования работников, соблюдение их прав и социальных гарантий
- стимулирование средствами материального и морального поощрения за эффективный труд, инициативное и творческое отношение к делу, ответственность за результаты совместной деятельности
- поддержка здорового морально-психологического климата в коллективе, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуальных возможностей и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом
- рост жизненного уровня работников и их семей, удовлетворение потребностей в жилье, полноценное использование досуга и др.
Таким образом, развитие социальной среды организации выражается в форме объективных процессов – в связях между людьми по поводу их условий труда, быта и досуга, так и в субъективном, осознаваемом виде – явлениях психологической атмосферы, межличностных отношениях и нравственных оценках.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании