logo
СУ 1 - СУ как теория

1. Понятие социальной организации в социологии

Организация является разновидностью группы, в связи с чем у этого понятия много значений. Организация – это разновидность социальной системы; это объединение людей, совместно реализующих общую цель и взаимодействующих на основе определенных принципов, норм, процедур.

С управленческой точки зрения организация – это устойчивая форма объединения людей, имеющих общие интересы, организационная структура, которую образует большая или малая группа лиц, а также условия и способы их взаимодействия друг с другом.

Природа организации всегда социальна, т.к. всегда социальны объект и субъект воздействия: индивиды и группы, вовлеченные в деятельность, результаты (целевой продукт и коллектив) воздействия. Кроме того, в организации используются специфические социальные средства регламентации. Все это позволяет выделить особую подсистему организации – социальную организацию.

В широком смысле под социальной организацией понимаются любые организованные сообщества людей или совокупность взаимосвязанных социальных групп, т.е. любая организация в обществе. В узком смысле – это специфическая социальная подсистема, регулирующая поведение членов организации, наличие которой и позволяет рассматривать организацию как социальную систему.

Существуют различные трактовки термина «организация», которые можно сгруппировать по следующим направлениям:

- организация как процесс представляет совокупность действий, направленных на образование и совершенствование взаимосвязей между частями целого (например, создание работоспособного коллектива). Данная трактовка типична для большинства социально-управленческих дисциплин

- организация как частная управленческая функция – этот подход характерен для теории управления

- организация как социальный объект и коллективный субъект деятельности, что обеспечивает ее понимание как источника организационного воздействия и место его применения.

Нас интересует организация как социальный объект. Деятельность людей традиционно осуществляется в рамках организации. Социальная организация возникает тогда, когда люди объединяют свои усилия для реализации личных интересов через реализацию общих целей организации. Поэтому социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними (власть, подчинение, коммуникация, координация и др.), возникающих как результат взаимодействия этих групп, члены которых связаны интересами, целями, ценностями и нормами, определяющими их совместную деятельность.

У любой организации есть название, устав (программа), штат сотрудников, порядок работы, а ее деятельность упорядочена и скоординирована. Она может состоять из нескольких человек (ЧП, агентство недвижимости) или сотен тысяч ра­ботников (ТНК). Примеры: компания, вуз, банк, политическая партия и т.д.

Из определения организации ясно, что ее структуру составляют взаимодействующие индивиды и возникающие между ними отношения, а качествами выступают цель, взаимодействие и управление.

1) единая цель – производство продукции или оказание услуг;

2) управление как система власти, которая подразумевает подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;

3) взаимодействие групп работников в силу выполнения различных функций (полномочий и обязанностей).

Базовым фактором функционирования организации является ее социальная среда – совокупность материальных, общественных и духовно-нравственных условий, в которых происходит распределение и потребление благ, складываются объективные связи между отдельными личностями и группами, находят выражение их морально-этические ценности. Как правило, социальная среда взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей людей, всестороннему развитию личности и гуманизации труда.

Социальную среду характеризует потенциал организации, который включает множество составляющих:

1. Размер организации свидетельствует о масштабе и размере ее деятельности, а также о материальных, трудовых, финансовых ресурсах, которыми фирма может располагать для развития своей социальной среды.

2. Местоположение предприятия. Важное значение имеют район, где базируется организация и тип населенного пункта (город, поселок, село).

3. Численность персонала (штатный состав работников) определяет масштабы предприятия, возможности повышения квалификации и уровня профессионального мастерства сотрудников, привлекательность ведущих профессий, востребованность специальных знаний, умений и навыков.

4. Отраслевая принадлежность, сфера и вид деятельности предприятия (производственная, коммерческая, финансовая или услуги) свидетельствует о специфике его продукции, объемах производства товаров и оказываемых услуг.

5. Форма собственности характеризует экономическую сторону предприятия, определяет социально-трудовые отношения, результаты хозяйствования и степень удовлетворенности потребностей работников.

6. Финансовое положение организации определяет решение социальных проблем (включая гарантии занятости и приемлемого уровня оплаты труда), которое находится в прямой зависимости от того, имеет ли субъект хозяйствования высокие доходы от реализации своей продукции, сводит концы с концами или находится на грани банкротства.

7. Состояние основных фондов и технический уровень производства обусловливают степень преуспевания фирмы, т.к. применение современных машин, технологий и материалов – непременное условие того, чтобы быть на уровне НТП, выдерживать жесткую рыночную конкуренцию, не терять потребителей своей продукции.

8. Содержание и организационные формы трудового процесса имеют исключительную значимость при определении потенциала возможностей организации. Сюда входит культура труда, те средства, способы, ориентиры, образцы и нормы поведения, которые присущи определенной общности людей, занятых совместным делом. Культура зависима как от содержания работы и оснащенности рабочих мест, так и от уровня образования и профессиональной подготовки работников, их жизненного опыта и нравственной позиции.

Второй компонент – дисциплина (трудовая, производственная, технологическая, финансовая, договорная, исполнительская) как точное выполнение каждым участником совместной работы, своих функций и обязанностей, строгое соблюдение установленных в организации требований и правил.

Социальная среда – объект управления организации и составная часть системы управления ее персоналом. Применение знаний социологии управления в развитии отдельной организации означает улучшение ее социальной среды, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и досуга работников. Соответственно, основными целями развития социальной среды являются:

- совершенствование социальной структуры персонала и его профессионально-квалификационного состава, регулирование численности, повышение образовательного и культурно-технического уровня работников

- улучшение эргономических, санитарно-гигиенических, эстетических и иных условий работы, охраны труда и безопасности работников

- обеспечение социального страхования работников, соблюдение их прав и социальных гарантий

- стимулирование средствами материального и морального поощрения за эффективный труд, инициативное и творческое отношение к делу, ответственность за результаты совместной деятельности

- поддержка здорового морально-психологического климата в коллективе, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуальных возможностей и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом

- рост жизненного уровня работников и их семей, удовлетворение потребностей в жилье, полноценное использование досуга и др.

Таким образом, развитие социальной среды организации выражается в форме объективных процессов – в связях между людьми по поводу их условий труда, быта и досуга, так и в субъективном, осознаваемом виде – явлениях психологической атмосферы, межличностных отношениях и нравственных оценках.