1. Основные методы социального управления
В социологии как науке о социальных взаимодействиях индивидов, групп и общностей огромное значение придается методам. Еще более существенное значение они имеют в социологии управления, изучающей управленческую деятельность как самую сложную отрасль деятельности человека. Под методом управления обычно понимают совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленной цели.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания, которые органически дополняют друг друга. Все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся методы, содержание которых соответствует требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.
Основные методы управления подразделяются на:
1) социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
2) экономические, обусловленные экономическими стимулами;
3) организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
4) самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы.
Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, управленцев и т.п. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т.п.
Социальные методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др.
Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. К данным методам относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия.
Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.
Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.
Социально-психологические способы и приемы воздействий на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него, основываются на использовании социально-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанными системой взаимоотношений и социальных потребностей и др. Социально-психологические методы управления отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов.
Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др.
Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные отношения между работниками с учетом психологической совместимости.
К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д.
Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.
В целом, к социальным и психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне населения страны, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.
Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной (реже – непроизводственной) деятельности. Они ориентируются на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность.
Экономические методы применяются на двух уровнях. Применяемые на социетальном уровне (уровне страны) включают 1) налоговую систему и 2) кредитно-финансовый механизм. Применяемые на институциональном уровне (уровне организации) включают 1) систему зарплаты и других форм материального поощрения, 2) систему ответственности с соответствующим вознаграждением и санкциями за качество и эффективность работы и 3) систему стимулирования инновационной деятельности.
Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Они выражают активную сторону организационных отношений и свидетельствуют о появлении организации как таковой. Их основное назначение – оптимизация порядка работы в эффективном решении задач, стоящих перед организацией, особенно в кризисных ситуациях. Основной формой реализации организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.
Т.к. организационно-административные методы ориентированы на административное влияние, они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через системы
законодательных актов страны (законов, указов, постановлений и т.п.)
нормативных документов вышестоящих структур управления (стандартов, положений, инструкций, методик, приказов и т.п.)
документов, разрабатываемых организацией (планов, программ, заданий и т.п.)
оперативного управления (распоряжений, приказов, санкций, поощрений, передачи полномочий и ответственности и т.п.).
От других данные методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний: их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Это методы преимущественно принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.
Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления.
Самоуправление – это процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каждый из них, в пределах отведенных полномочий, сам решает вопросы распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. Речь идет об ассоциациях работников, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления.
Демократизация управления (самоуправление), когда все работники осознали себя полноправными участниками управления производственными и социальными процессами, способствует повышению эффективности управления. В частности, коллективная материальная и моральная заинтересованность стимулирует все субъекты управления участвовать в коллективном принятии и реализации управленческих решений. Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой потребления, сохранением товарно-материальных ценностей. Иными словами, функция контроля трансформируется в самоконтроль. В то же время, самоуправление предусматривает не только самостоятельное принятие субъектом управления тех или иных решений, но и их обязательное выполнение. Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность за выполнение решений.
Самоуправление возможно только в таких экономических условиях, в которых работники реализуют себя в качестве субъектов собственности, и тогда труд соединяется с управлением через отношения собственности. Т.е. в корпорации или ОАО (владельцы акций).
Анализ участия в управлении коллективом показывает, что одна часть работников занимается управлением активно, а другая (большая часть) — пассивно. Это объясняется их неравным доступом к управленческой деятельности из-за различий в компетентности, которая предполагает, кроме профессиональных качеств, информированность членов организации о производственных процессах. Не имея достаточной информации, общество, трудовой коллектив (отдельные его члены) лишены возможности принимать управленческие решения, а также участвовать в их подготовке и реализации, качественно выполнять функцию контроля.
В целом, возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании