4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
Немецкий социолог М. Вебер внес большой вклад в развитие ряда наук. Нас интересуют социология управления и отчасти социология власти, потому что управление и власть связана между собой. В социологии управления это концепция социального действия, на основе которой сформировалось понимание сути управления людьми как вида социальной деятельности и «теория бюрократии», в социологии власти – учение о содержании и типах господства. Под господством Вебер понимал взаимное ожидание тех, кто приказывает и управляет, того, что их приказы будут выполняться, а им будут повиноваться, а тех, кто повинуется, того, что управление будет иметь характер, соответствующий их ожиданиям. Отсюда все рассуждения Вебера о господстве и управлении – это рассуждения о легитимном господстве, т.е. таком, которое признается управляемыми индивидами.
В основе типологии легитимного господства лежит мотивация повиновения. Типология включает 3 типа господства:
1) легальный, основанный на подчинении законам, власти, причем подчинении в равной мере всех – и управляемых, и управляющих,
2) патриархальный, основанный на вере не только в законность, но и священность издавна существующих порядков и властей,
3) харизматический, основанный на святости, личном мужестве или хороших манерах. В основе – аффективная мотивация (харизма с греческого «божий дар», означает особую способность, дарованную судьбой, Богом и выделяющую индивида среди остальных, что позволяет ее носителям – полководцам, политикам и государственным деятелям – осуществлять управление). При харизматическом типе господства нет установленных (рационально или по традиции) правил, поэтому открывается простор для авторитарной власти.
Другая заслуга Вебера в том, что он создал учение о формальной организации капиталистического общества и бюрократическом управлении как типе господства посредством знания. Это учение представляет собой квинтэссенцию теории социального управления на рубеже 19-20 вв. Его особенность в том, что Вебер основное внимание уделял формальным аспектам социального управления, не затрагивая неформальные отношения. Поэтому бюрократическое управление у Вебера означает власть чиновников во всех сферах: хозяйственной жизни, политике, но главное – в управлении обществом. Суть учения в том, что иерархия, власть и бюрократия составляют основу любых социальных организаций. К такому выводу пришел Вебер, проанализировав различные организации (правительственные, военные, церковные, деловые и др.). Он использовал аналогию военной организации для разработки наиболее рационального подхода в поисках эффективной системы организации. Такой подход Вебер назвал бюрократическим. Он основывается на постулате, согласно которому «бизнес ведется в соответствии с надежными правилами независимо от личности». Именно господством бюрократии, по Веберу, определялся рациональный характер управления при капитализме. Социолог считал бюрократию машиной, не подверженной коррупции, дешевой и не имеющей иных интересов, кроме как осуществлять рационально организованное социальное управление.
Вебер выделил 7 черт бюрократии, необходимых для ее рационального и эффективного функционирования в любых формальных организациях – в структурах государственного управления, на промышленных предприятиях, в лечебных учреждениях, церкви и т.д.:
1) строгое разделение труда и высокая степень специализации управленцев;
2) иерархическая (пирамидальная) структура власти;
3) единообразие действий чиновников, определяемое наличием четких инструкций;
4) беспристрастность во взаимоотношениях руководителей с подчиненными и клиентами организаций;
5) наличие административного аппарата управления;
6) определенность требований к профессиональным и другим качествам сотрудников при их приеме на работу, а также обеспечение их защиты от произвола начальства
7) лояльность персонала (корпоративный дух).
Таким образом, Вебер обосновал, что бюрократия в идеальном виде представляет собой наиболее рациональную систему управления, действующую максимально четко, строго исполняющую управленческие функции в рамках правовых предписаний и использующую профессионалов-управленцев. Но в реальности функционирование бюрократии в той или иной мере отклоняется от идеала. Задачи социологии управления – выявить эту меру отклонения и разработать рекомендации по оптимизации бюрократических начал в управлении.
Заметной вехой в развитии теоретических основ социологии управления стала систематизация типов социального действия. К социальным Вебер относит такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Субъект такого действия осуществляет его осознанно и рассчитывает на определенную реакцию тех лиц, которых это действие касается. Именно в таком понимании социальное действие является единицей анализа социолога, задача которого состоит в адекватной интерпретации и определении типов субъективных побуждений (мотивов, ценностного смысла и т.д.) социальных действий.
Руководствуясь этим методологическим принципом, он выделил четыре основных типа социального действия: аффективный, традиционный, ценностно-рациональный и целерациональный. Основанием для их отличия служит содержание мотивации социальных действий, вызванных 1) эмоциями; 2) основанными на привычке; 3) связанными с ценностными убеждениями; 4) мотивированными стремлением к достижению рационально поставленной цели.
Элементы того или иного типа мотивации в разных ситуациях проявляются неодинаково. Например, аффективная мотивация чаще имеет место в условиях социальных конфликтов и кипящих человеческих страстей, традиционная – в стандартных условиях коллективной деятельности, ценностно-рациональная – когда приходится действовать в соответствии с идеалами служения долгу или принципами справедливости, целерациональная – в экономической деятельности, наиболее часто требующей продуманных действий.
Социологической концепцией Вебера завершается классический этап социологии. Тогда впервые был сформирован социологический подход к управлению, в рамках которого управление (в широком смысле слова) рассматривалось как неотъемлемый компонент общества, тесно связанный со всеми остальными структурами социальной жизни общества. Особенность социологического подхода в том, что до Вебера управление рассматривалось как элемент политической системы. Вебер первым обратил особое внимание на управление как элемент экономической системы и на его необходимость для деловых организаций. Тем самым он подготовил почву для перехода к новому этапу развития социологических идей в области управления, который можно рассматривать как этап институционализации сразу двух отраслей социологической науки – социологии управления и социологии менеджмента. Положения, где шла речь о проблемах власти и управления социальными и политическими процессами в обществе, стали базовыми для социологии управления, те же, где рассматривались проблемы управления производством, предприятиями и организациями, послужили основой для создания социологии менеджмента.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании