2. Основные уровни социального управления
Структура системы социального управления отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, взаимодействующих определенным образом и функционирующих в соответствии с заданной целью, или организационную структуру управления. Она характеризуется разделением целей, задач, прав, обязанностей и ответственности между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности, с одной стороны. С другой стороны, она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления. Следовательно, организационная структура управления – это совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, которые расположены в строгой соподчиненности и которые обеспечивают взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей.
В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы:
1) уровни управления – иерархическая соподчиненность подразделения и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии. Парсонс выделил три основных уровня управления в зависимости от того, какие функции выполняются руководителями:
- низовой (технический) с операционными руководителями низшего звена;
- управленческий с руководителями среднего звена;
- институциональный с руководителями высшего звена.
Руководители низшего звена осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных им людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Типичные представители: мастер смены, бригадир, зав. кафедрой вуза, зав. отделением в поликлинике.
Руководители среднего звена возглавляют крупное подразделение в организации. Они координируют и управляют работой руководителей низшего звена, готовят информацию для высшего руководства для принятия решений, осуществляют эти решений или передают их вниз. Декан в вузе, начальник цеха, директор филиала.
Руководители высшего звена отвечают за принятие и реализацию важнейших решений на уровне социального института или крупных его подразделений, координируют деятельность нижестоящих уровней управления, направляя к единой цели. Ректор вуза, министры, генералы, глава государства.
Личность сильного руководителя высшего звена накладывает отпечаток на деятельность возглавляемого им социального института. Атмосфера, в которой действует правительство и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте. Сталин, Горбачев, Громыко «Mister No» - министр иностранных дел СССР, М. Тэтчер, Черчилль и др.
Организационная структура управления имеет вид пирамиды.
2) звенья управления – структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие управленческие функции. Управленческие звенья связаны с уровнями управления, которые определяют содержание их деятельности.
3) связи управления:
- вертикальные – характеризуют иерархическую соподчиненность, при которой низшее звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости (подчинении) от среднего звена, а последнее – в зависимости от высшего звена.
- горизонтальные – характеризуются расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, в рамках линейной структуры в подчинении у директора по производству имеется начальник производственного отдела, энергетической службы, конструкторского отдела и др.
Вертикальные связи образуют вертикальную структуру управления. Типичным проявлением вертикальной структуры является президентская вертикаль в РБ. На вершине вертикали – президент, в его непосредственном подчинении – администрация президента. Ниже по степени убывания власти и масштабов управленческой деятельности располагаются областные администрации, а ниже администрации районов и городов. В итоге складывается многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости, пирамидальная структура управления.
Нередко в системе управления имеет место симбиоз, созданный путем совмещения линейной и вертикальной структур. Оно обусловлено необходимостью координации деятельности в тех случаях, когда она распределена по своим целям, задачам или содержанию как по горизонтали, так и вертикали. Это матричная структура и она имеет место в крупных организациях. Пример: университет, МТЗ
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании