1. Научный менеджмент ф. Тейлора
Возникновение мировой науки управления принято связывать с именем Тейлора, а появление индустриальной социологии, название которой заменяет малораспространенный в США термин «социология менеджмента», относят к 1930-м гг. и Хотторнским экспериментам, которые выявили роль человеческого фактора в управлении. В целом, в развитии зарубежного менеджмента в ХХ в. господствовали две противоположные по своим теоретическим взглядам научные школы – классическая школа менеджмента (первая половина ХХ в.) и школа «человеческих отношений» (вторая половина ХХ в.).
В начале прошлого столетия научный и практический интерес к социальному управлению был связан не столько с определением общей стратегии общественного развития, сколько с потребностями оптимизации управления в производственных и других организациях с акцентом на мобилизацию человеческих ресурсов для интенсификации производства.
Именно с разработкой систем управления персоналом предприятий связано становление социологии управления. Решение проблем такого смог дать тейлоризм, научная организация труда Ф.Тейлора. Основные идеи Тейлора касались управления производством и на производстве. Проблематика социального управления не входила в сферу его интересов. Тем не менее, главные достижения тейлоризма оказали существенное влияние на развитие не только менеджмента как науки об управлении производством, но и социологии управления.
Основную задачу управления предприятием Тейлор видел в обеспечении максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого работника. Он разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Он развивал научное управление в 4 областях:
- нормирование (любой труд можно структурировать и измерить)
- соотношение времени и задач (результат нужно достигать к определенному времени, иначе вознаграждение за результат будет меньше)
- отбор и обучение кадров
- денежные стимулы, вознаграждение работника за конечный результат (вознаграждение должно быть не за деятельность, а результат).
Тейлор был уверен, что в управленческой деятельности основное внимание должно быть обращено на мотивы поведения рабочих. Знание мотивов поможет рационально управлять при наличии двух важных факторов в механизме научно поставленного управления: урока (твердо усвоенного работником выданного производственного задания) и премии (вознаграждения).
Все многообразие элементов управленческой деятельности он объединил в единство четырех великих принципов, позволяющих резко (в 2-3 раза) повысить производительность труда:
- разработка научных основ производства, внедрение экономных методов работы;
- научный подбор и расстановка кадров;
- дружественное сотрудничество между работниками и администрацией;
- обучение и тренировка работников.
Наряду с техническими изобретениями Тейлор открыл ряд социальных явлений в организации, которые обогатили мировую науку. В частности, он открыл феномен группового давления и экспериментально доказал, что работа в коллективе принуждает передовиков по производительности труда опускаться до уровня середняков, а середняков – до уровня отстающих. С одной стороны, трудиться хорошо человеку мешает боязнь наказания: стоит перевыполнить норму, как администрация срежет расценки и заставит его работать вдвое интенсивнее за ту же заработную плату. Помимо угрозы, идущей «сверху», «снизу» на рабочего оказывает давление малая группа по той же причине. Изучая человеческое поведение, Тейлор проводил специальные интервью и анкетирование. Он считал, что не техника и экономика, а управление людьми – ключевая проблема современной Америки. Только решив ее, можно создать современную организацию труда.
Система Тейлора заложила основы классической школы менеджмента, которая развивалась в США и в ряде течений в странах Европы. Ее дальнейшее развитие связано с именами Гиберта и Эмерсона.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании