2. Оптимизация управленческого решения
Процесс принятия управленческого решения осуществляется в несколько этапов:
- определение проблемы,
- формирование представления о задаче выбора,
- информационная подготовка решения,
- формирование множества альтернатив,
- оценка альтернатив,
- выработка критерия решения,
- собственно выбор,
- конкретизация решения,
- контроль за его реализацией,
- коррекция решения.
Эффективность принятия управленческого решения зависит от используемых методов:
1. диагностики проблемы (сравнения и факторного анализа; моделирования; прогнозирования), что позволяет определить цели и задачи, которые можно достичь путем принятия управленческого решения
2. выявления альтернативных управленческих решений (мозговой атаки, номинальной групповой техники, метод Дельфи), что позволяет определить наиболее оптимальный вариант решения проблемы
3. реализации управленческого решения (планирования; организации; контроля выполнения), что позволяет определить должностных лиц, перечень задач и действий по реализации управленческого решения; обеспечить координацию и регулирование выполнения, а также систему контроля его реализации.
Неотъемлемым элементом принятия и реализации управленческого решения является его оптимизация. Оптимизация управленческого решения – это процесс рассмотрения множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение – это наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение, выбранное по какому-либо критерию оптимизации. Т.к. оптимизации – это дорогостоящий процесс, она применяется при решении стратегических и тактических задач.
В процессе принятия и реализации решений для обеспечения высокой результативности решений необходимо учитывать следующие моменты:
1. Наличие времени, достаточного для принятия решения. Принятие решения не должно носить слишком срочного («пожарного») характера. Однако в тех случаях, когда возникает необходимость оперативной (быстрой) выработки важного решения, задержка в его принятии может привести к негативному воздействию на достижение целей организации.
2. Экономическая рациональность. Затраты на принятие решений не должны превышать выгоды, которые приносит его реализация.
3. Стратегия участия подчиненных в принятии решений. Предоставление подчиненным возможности участвовать в процессе принятия решений не должно формировать у них чувство будущей вины за вероятные негативные их последствия. Чтобы подчиненный хотел активно участвовать в принятии решений, он должен быть уверен в том, что независимо от его действий и предложений, его статус и роль в коллективе не подвергнутся нежелательным изменениям.
4. Обеспечение каналов связи. Для обеспечения активной деятельности работников в процессе принятия решений должны быть организованы каналы, с помощью которых члены коллектива могут принимать в этом участие.
5. Подготовка работников к участию в процессе принятия решений. Способности человека, проявляемые в процессе принятия решений, не могут быть полностью реализованы до тех пор, пока он в достаточной степени не будет обучен и подготовлен к этой деятельности.
В процессе принятия управленческого решения обычно представляется один вариант управленческого акта. Если проект акта был подготовлен качественно, он быстро принимается. Если же он подготовлен некачественно, он возвращается на доработку и его принятие затягивается.
В тех случаях, когда социальная проблема имеет высокую сложность, представляется два-три варианта управленческого акта. Их своеобразие связано чаще всего с различными целями деятельности или с использованием специфических средств достижения одной и той же цели. Варианты решений готовятся разными организациями или группами разработчиков в одной и той же организации. Именно тогда очевидна альтернативность выбора.
Выбор из числа возможных альтернатив проводится в соответствии с критериями, число которых не ограниченно. Предпочтение отдается всегда тем критериям, которые обеспечивают наибольшую эффективность решения. Поэтому для осуществления оптимального выбора очень важно определить состав репрезентативных критериев. В их число могут входить:
- системная самодостаточность
- политическая целесообразность
- экономическая выгодность (или хотя бы доступность)
- социальная позитивность (возможность положительных социальных последствий)
- экологическая приемлемость
- нравственная обеспеченность.
В зависимости от конкретной ситуации возможны различные комбинации этих критериев. Таким образом, существует определенная технология принятия управленческого решения как сумма методов, способов и процедур анализа ситуаций, постановки проблем, выработки и оценки вариантов решения, организации и контроля их выполнения.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании