logo
СУ 1 - СУ как теория

1. Характер, объекты и уровни ксо

Нет сомнения в том, что основная цель бизнеса – извлечение прибыли в рамках действующего законодательства. Соответственно, многие бизнесмены считают, что, если их главной обязанностью является соблюдение трудового, фискального и других видов законодательства, то их социальная ответственность состоит только в том, чтобы организовать рабочие места, обеспечить своим сотрудникам достойную зарплату, платить налоги, и, по возможности, не очень загрязнять окружающую среду. Таким образом, формальные обязательства предпринимателя перед государством и обществом исчерпываются соблюдением закона. Обязательства иного рода носят исключительно добровольный характер и определяются нормами этики, политической культурой, традициями и пр.

Существуют и другие мнения по данному вопросу. Так, некоторые уверены, что социальные программы помогают создать компании хорошую репутацию, и поэтому ее услуги или товары будут пользоваться бóльшим спросом. Другие считают, что социальные инвестиции – это плата за возможность заниматься бизнесом в конкретной стране. Такое отношение к КСО характерно для компаний на развивающихся рынках, где правила ведения бизнеса до конца не определены, а основной целью компании является выживание и захват доли рынка.

Нельзя не принять во внимание и мнение достаточно большой части населения, проживающей на постсоветском пространстве: люди, сформировавшиеся при социализме, ждут от корпораций и предприятий, чтобы они вместо государства взяли на себя решение всех социальных проблем. В массовом сознании социальная ответственность сводится к формуле «делиться надо» и воспринимается как благотворительность. Это связано с тем, что практика КСО не явилась абсолютно новой для бизнеса постсоветских стран. Градообразующие предприятия Советского Союза поддерживали социальную сферу и соответствующую инфраструктуру в регионах присутствия: их работники получали путевки в санатории и дома отдыха, пользовались медицинскими услугами в заводских поликлиниках, получали льготное жилье и т.п.

Существующие мнения свидетельствуют о том, что их авторы не различают уровни и формы КСО, для них главное – ее содержание. Многообразие сфер деятельности различных организаций сформировало различные виды ответственности: профессиональную, юридическую, экономическую, социальную, экологическую, этическую, политическую, дисциплинарную, административную и материальную ответственность. Практически все виды ответственности получили отражение в различных нормативных документах, где они достаточно однозначно трактуются. В то же время социальная, этическая, моральная ответственность относятся к нравственным категориям, не всегда однозначно понимаемым в разных обществах. Например, в любой культуре ложь воспринимается негативно, однако в рамках японской деловой этики ложь работника во благо собственной компании всегда получает оправдание.

Но одно дело – теория, другое – практика. Представителей бизнеса менее всего интересуют теоретические взгляды по поводу генезиса КСО или разные подходы к данному феномену. Им гораздо важнее знать, какие действия менеджмента считаются социально ответственными: своевременная выплата зарплаты или спонсорская помощь в организации конкурса детских талантов, финансирование социального проекта по оздоровлению населения региона, или помощь работников предприятия по уборке территории. Иными словами, их интересует, в каких формах, направлениях и уровнях может проявляться социальная ответственность субъектов хозяйствования.

Анализ содержания КСО позволяет ответить на эти вопросы. Из его многочисленных определений следует, что социальная ответственность компании – это ее добровольные обязательства улучшать благосостояние общества, интегрируя в свою деятельность социальные и экологические аспекты, обязательства выполнять требования этического и правового характера и т.д. Котлера и Ли: КСО – это свободный выбор компании в пользу обязательства повышать благосостояние общества, реализуя соответствующие подходы к ведению бизнеса. В развитых обществах инициатива исходит от общественности, которая определяет требования, а бизнес, пусть и добровольно, всему этому подчиняется. Добровольно-принудительный характер КСО понятен, когда речь идет о социуме с устоявшимися позитивными этическими и правовыми ценностями.

Для определения уровней социальной ответственности важно иметь четкое представление об объектах КСО. По определению Р. Фримана, объектами КСО являются стейкхолдеры. Хотя термин «стейкхолдер» изначально употреблялся в узком смысле слова, в контексте КСО он получил широкое значение. Сегодня под стейкхолдерами понимаются физические или юридические лица, заинтересованные в финансовых и иных результатах деятельности компании: акционеры, персонал, менеджеры, потребители , кредиторы, поставщики, местные сообщества, государство и др.

Совокупность объектов КСО представляют в виде классической двухсторонней модели. Ее суть в том, что рациональные экономические интересы ориентируют бизнес не только на получение максимальной прибыли, но и на улучшение своей «среды обитания», инвестируя часть полученной прибыли в соответствующие институты.

Всех стейкхолдеров корпорации можно подразделить на внутренние и внешние, обозначив тем самым КСО как внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя КСО. 1. Одним из важнейших аспектов внутренней КСО является управление человеческими ресурсами. Сегодня для компаний большой проблемой сегодня является привлечение и удержание квалифицированных работников. Для решения данной проблемы компания может использовать такие механизмы как постоянное обучение (повышение квалификации), делегирование полномочий подчиненным, равные условия приема на работу, оплаты труда и перспектив карьерного роста, распределение акций и прибылей компании между ее сотрудниками.

2. Другой аспект внутренней КСО – обеспечение здоровья работников и безопасности их труда. К решению данного вопроса компании традиционно подходят с позиции законодательных и принудительных мер (охрана труда, профилактика травматизма, медицинское обслуживание).

3. Третий аспект внутренней КСО – адаптация к изменениям, например, реструктуризации компании. Реструктуризация затрагивает всех стейкхолдеров, так как закрытие предприятия или большое сокращение его сотрудников может повлечь серьезные экономические, социальные или политические кризисы в регионе или обществе. Социально ответственная реструктуризация предполагает учет и баланс выгоды и интересов всех тех, кто может оказаться затронутым изменениями и решениями: для этого необходимо выявить основные риски, подсчитать все расходы, как прямые, так и косвенные, проанализировать все имеющиеся альтернативы, которые уменьшат потребность в сокращении штата и т.д.

Внешняя КСО. 1. Важнейшим аспектом внешней КСО является взаимодействие с внешними стейкхолдерами: партнерами, поставщиками, потребителями, обществом в целом. Известно, что наличие доверительных отношений с партнерами и поставщиками всегда эффективно для компании в плане установления приемлемых цен и сроков, качества поставок и т.д. Компания должна учитывать, что, если она строит долгосрочные отношения с клиентами с учетом их интересов и производит необходимые товары или услуги высокого качества, безопасные, надежные, с должным уровнем сервиса, то может стать более прибыльной.

2. Не менее важный аспект внешней КСО – интеграция компаний в местные сообщества. Компании зависят от стабильности и процветания местных сообществ, с которыми работают. Как правило, они набирают большую часть своих работников на местном рынке труда и поэтому прямо заинтересованы в их квалификации и работоспособности. Кроме того, в регионе своего присутствия компании имеют репутацию не только работодателя и производителя, но и акторов на местной политической сцене, которая влияет на их конкурентоспособность. Они вовлекаются в общественные процессы через обеспечение профессионального обучения, помощь экологическим фондам, прием на работу социально неблагополучных людей, предоставление детских пособий, спонсирование местных спортивных и культурных акций и т.п.

3. Сфера прав человека отнесена к внешней КСО. Это очень сложный вопрос, изобилующий политическими, законодательными и моральными дилеммами. Под растущим давлением НКО и потребителей, компании все чаще принимают кодексы корпоративного поведения, охватывающие права человека, экологические аспекты и др. Причины их разработки разные, в том числе необходимость повышения имиджа компании и уменьшения риска негативной реакции потребителей. Тем не менее, корпоративные кодексы не являются альтернативой национальным и международным законам, которые устанавливают минимальные стандарты, они лишь дополняют эти законы, устанавливая более высокие требования для тех, кто под ними подписался. Например, в отношении детского труда, компаниям следует не просто следовать букве письма МОТ «О конвенции о разрыве контрактов с компаниями, использующими детский труд», а способствовать борьбе с детской бедностью, в частности, помогая детям в обучении.

4. Охрана окружающей среды. Одним из условий сохранения окружающей среды является внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий. Уменьшение вредных выбросов и сокращение потребления природных ресурсов положительно сказывается на бизнесе, в том числе через уменьшение счетов за энергоносители, переработку отходов, сокращение экологического налога и др. Природоохранные инвестиции обычно называются выгодными как для бизнеса, так и для окружающей среды.

В документах ПРООН определен и многоуровневый характер социальной ответственности. Первый, базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременную оплату налогов, выплату заработной платы, по возможности – создание новых рабочих мест (расширение рабочего штата). Второй уровень предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников Глобального договора, предполагает благотворительную деятельность.

Мы позволим себе не согласиться с такой трактовкой высшего уровня КСО. Мы полагаем, что высший уровень социальной ответственности компании – это стратегический подход к ведению бизнеса, который предполагает интегрирование вопросов взаимодействия бизнеса и общества в систему стратегического управления. По сути дела, высший уровень КСО предполагает реализацию как внутренней, так и внешней социальной ответственности. В этом случае компании направлена не только на гармонизацию интересов всех стейкхолдеров, но и на реализацию программ, предназначенных для социально уязвимых сфер общества (образование, спорт, медицина), социально незащищенных слоев населения (инвалидов, сирот, малообеспеченных и др.), а также для повышения благосостояния региона присутствия в целом.