2. Основные модели ксо
В мире существует несколько устоявшихся моделей КСО. Основой для выделения той или иной модели служит форма участия бизнеса в жизни общества. Это участие либо жестко регулируется действующим законодательством, либо осуществляется самостоятельно под воздействием специально созданных льгот и стимулов. В первом случае государство само определяет условия взаимодействия бизнеса и общества, во втором – оно под давлением гражданских движений создает механизмы стимулирования бизнеса для осуществления вклада в общественное развитие. Так достигается действующая конструкция управления обществом, в которой четко закреплены роли отдельных сторон, меры их участия и взаимодействия.
В соответствии с этим принципом первая модель называется скрытой, а вторая – открытой.
Если говорить о конкретных моделях, то американская модель КСО наиболее богата своими традициями. Ее отличительная особенность заключается в том, что в силу природы американского предпринимательства, основанного на максимальной свободе субъектов, многие сферы общества остаются до сегодняшнего дня саморегулируемыми. Для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. Несмотря на это, данная страна известна традициями систематического участия бизнеса и/или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. США выработали многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества, о чем свидетельствует огромное количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем. Известно, что в США, как ни в одной другой стране мира, профессиональное образование спонсируется частным сектором. Социально ориентированное поведение корпораций поощряется соответствующими налоговыми льготами.
Европейская модель КСО отличается от американской наличием государственного регулирования сферы социальной ответственности. Во многих европейских странах в законодательном порядке закреплено обязательное медицинское страхование, пенсионное регулирование, природоохранная деятельность предприятий и ряд других социально значимых вопросов. Поскольку социальная ответственность в странах континентальной Европы регулируется на государственном уровне, данную модель КСО нередко относят к скрытым формам КСО. Кроме того, государственное регулирование многих аспектов КСО значительно превосходит североамериканскую систему.
Британская модель КСО характеризуется такими признаками:
пристальное внимание финансового сектора к проектам в области КСО, что выражается в постоянном росте количества социально ответственных инвестиционных фондов,
повышенный интерес СМИ (например, газета «Таймс» публикует индексы социальной ответственности в разделе «Профиль компании»),
широкое развитие сектора независимого консалтинга в области КСО,
внимание системы бизнес-образования Великобритании к подготовке специалистов в области КСО, которая значительно превосходит другие страны Европы по количеству и разнообразию учебных курсов в данной сфере,
участие британского правительства в развитии КСО через партнерство с частными предприятиями в образовательном секторе, поддержке инициатив в области КСО через совместное финансирование проектов, предоставление налоговых льгот и др. В британском правительстве учреждена должность министра по КСО, что подчеркивает значимость социального партнерства бизнеса и власти для общественного развития страны.
Очевидно, что британская модель КСО сочетает элементы американской и европейской моделей, но с существенным вовлечением государства и общественных институтов в процесс согласования общественных интересов, а также продвижения и поощрения лучших практик.
Скандинавская модель КСО (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия) основывается на том, что общими целями социальной политики являются укрепление солидарности и увеличение равенства. Бизнес должен успешно вести дела и исправно платить высокие налоги, а государство – эффективно распределять эти налоги, в том числе на социальные нужды. В скандинавских странах государство играет бóльшую роль, нежели рынок или гражданское общества. Политика государства направлена на обеспечение полной занятости населения и предупреждение безработицы, достижение равенства между различными социальными группами через обеспечение права каждого на основные социальные гарантии в натуральном и денежном выражении, щедрость гарантий. Размер гарантий имеет важное значение для групп с низким уровнем доходов, которым денежные трансферты обеспечивают приемлемый уровень жизни
Отдельно остановимся на российской модели КСО, практика которой началась в 1990-х гг. Сначала Россия выбрала американскую модель экономического развития и стала практиковать американскую модель КСО. В последние годы она стала тяготеть к европейской модели, потому что, признавая добровольный характер социальной ответственности, деловые круги считают необходимым участие государства в практике КСО и ждут от него определения рамок данного явления. Если в 1990-х основной формой КСО была благотворительность, в нулевых – ее размеры стали снижаться из-за отсутствия налоговых льгот для компаний. Сегодня КСО трактуется как система управления рисками в рамках долгосрочной стратегии развития бизнеса и роста его стоимости на мировых финансовых рынках. Основные формы – социальные инвестиции и социальное партнерство. Одной из задач многих компаний является представление нефинансовых отчетов, информирующих общество о деятельности компании и проводимых ею социальных мероприятиях на благо всех участников социальных отношений.
Наибольшую социальную ответственность проявляют крупные нефтегазовые и металлургические компании, а не средний и малый бизнес: он «задушен» налогами, административными поборами, поэтому еще недостаточно развит и не имеет необходимой финансовой базы не только для социальных программ, но и собственного развития.
Актуальным остается вопрос о взаимоотношениях бизнеса, власти и гражданского общества. В частности, интерес бизнеса к взаимодействию с гражданским обществом был вызван «делом «ЮКОСа»». Нефтяная компания «ЮКОС» в свое время обеспечивала до 10–15% бюджета страны. По сути дела, здесь имел место конфликт между капиталом и государством, так как предполагалась продажа 40% акций «ЮКОСА» американскому консорциуму нефтяных компаний. Если бы сделка состоялась, компания перешла бы к новому владельцу, и существование России могло бы осуществляться по его воле и с его разрешения, ибо власть над 5–10 % бюджета страны – это полная власть над страной. Главе компании М. Ходорковскому было предъявлено обвинение в сокрытии налогов, и в настоящее время он осужден.
К конце первой декады 21 в. по источникам регулирования и практике российский вариант КСО представляет собой смесь британской (добровольное инициирование бизнесом) и европейской модели (желание предприятий получить от государства четкие законодательные рамки КСО).
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании