4. Социальные отношения в организациях
Основой для любых отношений, в том числе и управленческих, являются социальные взаимодействия. Социальное взаимодействие связывает лиц, которые осуществляют функции управления в какой-то системе (организации), а также разные организации, учреждения, которые совместно управляют одним и тем же объектом. Например, в системе управления организацией между руководителем и работниками аппарата управления этой организации, а также между работниками, находящимися на разных ступенях аппаратной иерархии, складывается целая система взаимодействий – формальных, служебных, в рамках которых работники управленческого аппарата связаны друг с другом выполнением своих должностных обязанностей, и неформальных, неофициальных, проявляющихся в дружеских контактах или, напротив, в напряженных или даже конфликтных отношениях.
С другой стороны, рядовые работники организации также связаны системой взаимодействий друг с другом. Характер взаимодействий сказывается на том, как строится управление в данной организации. Например, если взаимодействие работников в коллективе характеризуется их высокой взаимной ответственностью и дисциплинированностью, управление таким коллективом может быть мягким, демократичным. Если во взаимодействии доминирует разобщенность между людьми, несогласованность их действий, безответственность в выполнении своих функций и т.п., требуется жесткое, авторитарное управление.
Точно так же социальные взаимодействия пронизывают управление общественными системами и процессами в более широких масштабах, вплоть до общегосударственного уровня. Так, осуществляя управление страной, высшие государственные органы взаимодействуют с гражданами и различными организационными структурами, на поведение которых направлены соответствующие управленческие воздействия. Вместе с тем и сами субъекты этого управления, выполняя свои задачи и функции, также взаимодействуют друг с другом.
Каковы же социальные факторы, детерминирующие деятельность людей, посредством которой они вступают в социальное взаимодействие? Особо важными являются два фактора как элементы механизма детерминации человеческого поведения.
1. исходным фактором, побуждающим человека, людей и различные их объединения действовать, являются потребности. Потребность – это нужда в чем-то, испытываемая потенциальным субъектом действия: в пище и других материальных благах, знаниях и иных духовных ценностях, общении, признании, власти, самовыражении и т.д. Управленческая деятельность всегда направлена на удовлетворение одной или нескольких конкретных потребностей. Этим определяется цель конкретной управленческой деятельности и последующие действия, ведущие к ее достижению. Эта деятельность нацелена на удовлетворение потребностей как объекта управления (действия руководства организации по созданию безопасных условий труда), так и социальных систем: производства, государства и др. (меры, направленные на повышение трудовой дисциплины в АПК). Но и в таких случаях управление будет более эффективным, если оно строится с учетом потребностей управляемых, например предусматривает их материальную заинтересованность в достижении соответствующих целей.
2. характер деятельности субъекта и его взаимодействия с другими детерминируется его социальным статусом и выполняемыми им социальными ролями. Социальный статус – это положение (место), которое человек занимает в иерархически организованной общественной системе (когда положение одних выше, чем других) и обществе в целом. Понятно, что положение у руководителя организации, руководителей ее подразделений, рядовых работников, не выполняющих административно-распорядительные функции, различаются. Этими различиями определяются действия каждого из них в тех социальных взаимодействиях, которые складываются между ними в процессе управления организацией. Руководитель организации выполняет максимально широкий – для данного масштаба – круг управленческих действий, руководители подразделений – менее широкий круг, но во многом более конкретных действий, в то же время они выполняют идущие к ним сверху указания, рядовые работники обязаны выполнять идущие к ним управленческие указания и в то же время могут выражать свое отношение к ним, проявлять инициативу и т.д. В разных системах и организационных образованиях статусы различны. Набор статусов (директор завода, отец и сын, член волейбольной команды, друг) – статусный набор.
Социальная роль – это набор функций и стереотипов поведения, характеризующих постоянно воспроизводящуюся деятельность человека в разных социальных взаимодействиях в соответствии с его статусом. Поскольку взаимодействия, в которых участвует человек, различных по своей природе, различны и выполняемые им роли: в семейной жизни – роль супруга, родителя и др., в трудовой деятельности – работника с определенным набором функций и обязанностей и т.д. В управленческих взаимодействиях человек выполняет ролевые функции руководителя того или иного масштаба в соответствии с занимаемым статусом либо функции исполнителя, круг которых также определен его положением в данной организации.
В реальности субъект любого социального взаимодействия, в том числе и управленческого, может выполнять связанные с его статусом ролевые функции, требования, ожидания лучше или хуже, более или менее полно и адекватно. Может иметь место превышение ролевых полномочий и различные злоупотребления своим положением. Такие отклонения порождают негативные последствия, поэтому управленческая деятельность должна быть отрегулирована так, чтобы максимально исключать возможность таких отклонений, а в случае их возникновения – успешно устранять. Чем лучше в организации управленческого взаимодействия обеспечивается выполнение каждым его субъектом ролевых функций, вытекающих из его статуса, тем эффективнее оказывается соответствующая управленческая деятельность.
Устойчивые социальные взаимодействия, объединяющие людей в ту или иную систему, формируют такие существенные связи между ними, которые называются общественными отношениями. Нередко в литературе их именуют социальными отношениями, но такая терминология представляется неточной: социальные отношения являются лишь разновидностью общественных отношений. Общественные отношения между людьми возникают в экономике по поводу средств производства и называются экономическими отношениями. В политических системах отношения по поводу власти являются политическими.
Социальные отношения складываются между индивидами, между ними и общественными структурами разных масштабов вплоть до общества в целом. Они проявляются в разных видах. Но в любом случае они складываются на основе стремлений людей к получению необходимых им благ, ценностей. В то же время в основе этих отношений во многих случаях лежит стремление общественных структур к обеспечению потребностей общества. На этом основании социальные отношения определяются как отношения между людьми и их объединениями по поводу обеспечения личных и общественных потребностей, а также по поводу социального статуса субъектов взаимодействия, который создает определение ими своих потребностей.
Разновидностью социальных отношений являются социально-трудовые отношения. Они связаны с обеспечением общественных и личных потребностей, касающихся использования труда, и возникают как между индивидами, выступающими в роли работников, так и между ними и различными общественными структурами: предприятиями и другими организациями как носителями функций работодателя, их службами и должностными лицами, учреждениями профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, службами занятости и трудоустройства, государственными и муниципальными органами, выступающими в роли учреждений, выполняющих функции, связанные с занятостью и трудоустройством, с обществом в целом, поскольку оно также призвано выполнять эти функции.
Социальные отношения выступают важным объектом управления со стороны государства, органов местного самоуправления, профсоюзов и других управленческих структур. Смысл управления социальными отношениями заключается в их оптимизации, т.е. в создании более благоприятных условий для удовлетворения разнообразных жизненных потребностей людей, для формирования у них позитивных социальных качеств, служащих обеспечению общественных потребностей, для уменьшения оснований конфликтности и усиления конструктивного сотрудничества между субъектами социальных взаимодействий.
Общественные отношения находят свое практическое воплощение в различных явлениях и процессах, относящихся к соответствующей сфере общественной жизни. Экономические отношения находят выражение в различных действиях по производству материальных и нематериальных благ, делового партнерства между субъектами производственной деятельности, усилиях по снижению затрат и повышению конкурентоспособности производства и т.д. Политические отношения – в деятельности политических организаций, формировании органов власти, в ее поддержке или борьбе с ней и т.д. Духовные – в поддержании и изменении духовных традиций, выработке новых представлений и концепций, борьбе идей и т.д. Социальные отношения проявляются в формировании и деятельности социальных групп и образований, изменении статуса людей в рамках этих социальных образований, в создании тех или иных возможностей для удовлетворения их жизненных потребностей, формировании социальных качеств людей.
В самой управленческой деятельности тоже складываются определенные отношения – между лицами и организационными структурами, которые осуществляют соответствующие функции, и теми, кем они управляют. Эти управленческие отношения в литературе квалифицируются по-разному, иногда как самостоятельный тип общественных отношений, однопорядковый с экономическими, политическими, социальными и духовными. Однако правильнее считать их разновидностью социальных, т.к. они, как и социальные, складываются по поводу социального статуса, который различен у управляющих и управляемых, и стремления к получению благ, ценностей, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, проявляющаяся в управленческих отношениях, способствует получению различных благ, необходимых обществу либо гражданам или каким-то их объединениям. Какими оказываются эти блага, зависит от того, в какой области и в отношении чего осуществляется управление – в производстве (товары и услуги), в организации работы учреждений науки (новые знания и технологии), здравоохранения (сохранение и восстановление здоровья) и т.д.
Итак, индивиды, образующие социальные системы, находятся во взаимодействии друг с другом и спаяны различными общественными отношениями. И сами общественные системы находятся во взаимодействии друг с другом и связаны общественными отношениями.
Лекция 16. Социальная ответственность бизнеса как феномен современного общества
1. Понятие социальной ответственности бизнеса как социального феномена
2. Причины актуализации проблематики СОБ/КСО в современном обществе
3. Содержание социальной ответственности в практике КСО
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании