1. Место социологии управления в структуре социологического знания
Социология как наука исследует общество во всей совокупности его проблем и благодаря природе своего объекта оказывается достаточно структурированной наукой. Три наиболее распространенные разновидности ее структуры – теоретическая и эмпирическая социология, макро- и микросоциология, фундаментальная и прикладная социология. Еще одна линия ее структурирования – через направления и школы. Нас интересует та разновидность структуры, в которую вписывается отрасль социологии – социология управления.
Одним из основных принципов структурирования социологического знания является соотношение теорий разного уровня – общих и частных. Этот структурный срез социологии возник только в начале ХХ в., когда утвердилась эмпирическая социология, а от теоретической «отпочковались» отдельные отрасли социологического знания. Отраслевые социологии или специализированные теории располагаются между общесоциологическими теориями и эмпирическими исследованиями и изучают отдельную отрасль человеческой деятельности. Их чифсло непрерывно растет по мере того, как социологи все глубже проникают в изучение отдельных социальных сфер, процессов, явлений и видов деятельности.
Как возникают отраслевые социологии? Они возникают на границе социологии и других наук, поэтому носят «стыковой», междисциплинарный характер, или благодаря определенному субъекту социальной деятельности или сферы социальной жизни, в которых эти субъекты себя реализуют.
Тогда в соответствии с первым критерием на стыке социологии и экономики можно выделить экономическую социологию, социологии и права – социологию права, социологии и культурологии – социологию культуры и т.д. По субъекту деятельности выделяют социологию семьи, социологию молодежи, социологию личности, гендерную социологию и т.д. По сферам социальной жизни выделяют социологию труда, социологию спорта, социологию управления и др.
В рамках социологической науки выделяется множество отраслевых социологий, которые также важны для разработки управленческих проектов в определенных сферах (социология образования, социология религии), либо территориальных объединениях (социология города, социология села), либо общностях (социология молодежи, социология семьи). В силу того, что процесс управления имеет место во всех «срезах» социальной сферы общества, социология управления обладает интегративным характером по отношению к другим отраслевым социологиям. Конечно, она не так глубоко проникает в проблемы образования и религии, как это делают социология образования и социология религии, но она рассматривает проблемы взаимодействия групп и учреждений, функционирующих в этих сферах, формирует модели их оптимальных взаимодействий.
Каждая область научного знания имеет свой объект и предмет исследования. В отличие от других наук, изучающих многогранные управленческие отношения, социология управления акцентирует внимание на социальной сущности, социальных предпосылках и результатах управленческих процессов. С этой точки зрения социология управления не тождественна социологии менеджмента, хотя между ними нет преград и в переводе на русский язык слово «менеджмент» означает управление. Их отличие в том, что социология менеджмента описывает стратегию и тактику руководства компаниями в рыночном обществе, а социология управления изучает управленческие отношения как вид общественных отношений во всех сферах общества – экономической, социальной, политической и духовной. При этом применительно к социальной сфере в круг ее интересов входят не только общие механизмы управления, но и вся совокупность компонентов и факторов управления – социальная инфраструктура, условия и образ жизни, социальные качества людей, социально-статусные различия и связанные с ними отношения.
Социология менеджмента – специальная социологическая дисциплина, изучающая поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой организации, а также взаимодействие больших социальных групп, связанных с управлением, например, управленческих элит, в рыночном обществе. Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом общего менеджмента, а точнее его подраздела, управление персоналом. Вместе с тем ее концептуальные подходы, методы, способы анализа социальных явлений позаимствованы из социологии. Подобный синтез оказался плодотворным, ибо социологии менеджмента удалось обнаружить такие фундаментальные закономерности в развитии обществ и их систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, которые в социологии обычно обходились стороной, а в менеджменте, в силу его практической направленности на решение технико-организационных вопросов, и вовсе не затрагивались.
Социология управления и социология менеджмента являются отраслями общей социологии, представляя более конкретный, чем она, уровень знания. Из общей социологии в отраслевую идет поток теоретической информации; обратного же движения не существует. Если общая социология подкармливает отраслевые дисциплины сверху, то практика руководства питает социологию управления и социологию менеджмента снизу – фактами, эмпирическими данными, экспериментами, новациями и т.д. Постоянно развивающаяся управляющаяся практика является не менее ценным, чем теоретическая наука, источником информации. Очень многие теоретики менеджмента являлись практиками. Накопив практический опыт, они систематизировали его и описывали в книгах, по которым сегодня учатся как по учебникам.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании