3. Цели и принципы социального управления
В основе любого управленческого процесса лежит понятие цели. Ее формирование становится одной из важнейших функций и одним из качественных параметров, характеризующих целостную систему управления. Цель выстраивается на основе идеальных представлений, мотивов социальной деятельности, ценностей, потребностей, интересов, установок и т.п. А так как она ориентирует на достижение положительного конечного результата, то цель социального управления – это идеальный образ желаемого результата.
Определение целей должно быть научно обоснованным, так как именно цели обусловливают формирование определенного механизма социального управления, содержание, стиль управления, выбор методов, средств и приемов управления, подбор и расстановку управленческих кадров и т.п.
Система целей в социальном управлении имеет иерархическую структуру и выражается специфическим термином «дерево целей». Дерево целей – это способ формирования структуры целей, обеспечивающих взаимосвязь множества целей разного содержания (экономических, политических, духовных и др.), их согласованность в достижении главной цели. Формирование дерева целей в социальном управлении происходит по принципу «от общего к частному». На вершине находится главная цель. Она расчленяется на промежуточные цели, от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные цели могут расчленяться на более частные. Так достигается максимальная конкретизация управленческой деятельности. ФМ цель – подготовка специалистов в области госуправления. Учебный процесс, НИР и воспитание.
Главная цель социального управления – социальный порядок. В широком понимании социальный порядок – это система, включающая в себя индивидов, социальные группы и взаимосвязи между ними, привычки, обычаи, традиции, которые действуют незаметно, но способствуют выполнению различных видов деятельности, необходимых для успешного функционирования данной социальной системы. В этом понятии выражена идея организованной общественной жизни, упорядоченности социальных действий и социальной системы.
С понятием цели тесно связано понятие задачи. Они образуют взаимосвязанную цепочку, где каждая последующая частная задача конкретизирует общую цель. Конечная цель реальной деятельности может быть названа ее общей задачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно называть промежуточными целями или целями второго порядка. Таким образом, процесс управления можно представить в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач единого управленческого цикла.
Современное управление руководствуется несколькими общими принципами. Принципы социального управления – это основополагающие требования, которые обеспечивают эффективное функционирование всего управленческого механизма. Принципы СУ:
1. Принцип научности. Он означает полное познание и использование в практике управления законов общественного развития. Это предполагает анализ и применение лучшего мирового опыта в управлении, недопустимость субъективизма и волюнтаризма при принятии решения и т.д.
2. Принцип системности. Так как социальная система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, то управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта на объект должно составлять единую комплексную систему, имеющую единую цель, связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленному на ее достижение.
3. Принцип гибкости – способность приспособиться, адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде управления. Это умение принимать оперативные решения по текущим проблемам, управлять ситуациями, вышедшими из под контроля, устранять помехи при реализации целей, оценивать и внедрять инновации и т.д.
4. Принцип интегративности. Он позволяет сравнивать цели развития объекта управления с имеющимся потенциалом его мощностей, приводит в равновесие внешние стратегии и внутренние возможности их осуществления (технологические, экономические, экологические). Он предполагает использование механизмов интеграции, долго- и краткосрочных прогнозов, отраслевого и территориального управления, выработку политики руководства и т.п. Пример: в РБ демографическая «яма» 2010-2015 гг. надо ли строить детсады и школы?
5. Принцип сочетания централизации и децентрализации управленческих процессов. Управленческие процессы являются взаимодополняющими направлениями, сочетающими в себе концентрацию власти и ее распределение по отдельным элементам (лил передачу части управленческих функции периферии). Это управление и самоуправление, граница между которыми подвижна. В соответствии с этим принципом определяется предел эффективности централизации (темпы развития), доминирования господства и подчинения, насилия и подавления. Децентрализованный характер решения управленческих проблем обеспечивает динамизм, более быстрве реакции на изменение условий существования, более гибкое использование ресурсов и т.п. Действия централизованного и децентрализованного начал управления должны уравновешивать друг друга, так же как и процессы управления и самоуправления, организации и самоорганизации общества.
Набор взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов управления создает определенную систему, способную эффективно решать общественные проблемы.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании