4. Задачи и функции социологии управления
Значение научной дисциплины определяется теми задачами и функциями, которые она выполняет. Основные задачи социологии управления – это:
1) изучение реальных фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия управляющих и управляемых,
2) выделение наиболее важных, типичных фактов управленческой деятельности, на основе которых выявляются тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся условий жизнедеятельности людей, групп и общностей, общества в целом,
3) обоснование необходимости инноваций в управленческой деятельности,
4) прогнозирование наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем и формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
С задачами социологии управления связаны и вытекают из них следующие функции:
1) познавательная – изучение основных особенностей управления как специфической социальной сферы, определение ее роли в развитии общества и т.п.
2) оценочная – сущность которой в том, чтобы оценить, в какой мере система управления, существующая в общества, организации, соответствует (или не соответствует) основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения
3) управленческая состоит в том, что выводы, рекомендации социолога, его оценка состояния социального явления или процесса могут служить основанием для выработки и принятия управленческого решения
4) диагностическая функция осуществляется в режиме мониторинга при наличии нормативной модели, которая отражает достигнутый уровень социального развития, который можно считать нормой. Диагностика выявляет отличие от нормы. Она должна поставить проблемы, требующие решения, более того, выявить взаимосвязи между ними, чтобы было ясно, с каких проблем начинать, чтобы они были решаемы.
5) прогностическая – выработка прогнозов относительно будущего состояния и возможной траектории развития социальных явлений и процессов. Функция реализуется посредством социального моделирования, проектирования, конструирования, планирования
6) социальное проектирование представляет собой разработку модели социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках. Разновидностью проектирования является социальное конструирование. Оно представляет собой умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами.
7) социальное планирование – научное обоснование целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений в тесной связи с жизнедеятельностью различных социальных групп. Планирование – наиболее существенная из управленческих функций, ибо оно состоит в выборе цели и стратегии деятельности, а также существенно влияет на все остальные функции, поскольку они выполняются в соответствии с планом.
8) контрольно-аналитическая функция – социологическая экспертиза законопроектов и управленческих решений. Социология способна проверить, как будет «работать» решение, как его воспримут люди. Функция социологии управления должна заключаться в своевременном контрольно-аналитическом исследовании.
9) организационно-технологическая функция – в результате исследований конкретных ситуаций разрабатываются не только социальные проекты, но и технологии их реализации. По существу, это социоинженерная деятельность по изменению поведения управляемых.
10) консультационная функция, когда для оптимизации деятельности административных учреждений используются достижения социологии организаций, социологии управления, социологии государственной службы.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании