2. Структура социальных организаций
В основе построения любой социальной организации лежат 2 основных принципа – иерархический (субординационный, «вертикальный») и координационный (паритетный, «горизонтальный»). По отношению к управленческой деятельности иерархический принцип отражен в понятии «континуум руководства» (протяженность), которое представляет всю управленческую вертикаль, начиная от низшего уровня руководства (руководители первичного звена) и кончая высшим (топ-менеджеры). Горизонтальный принцип воплощен во взаимодействии между сотрудниками, подразделениями, службами.
Структура организации – это совокупность уровней и звеньев управления, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между субъектом и объектом управления для эффективного достижения целей. Организационная структура ориентирована на установление четких взаимодействий между различными подразделениями, распределение между ними прав, обязанностей и ответственности. Она определяет формальные отношения между сотрудниками, кооперирующими свои усилия в соответствии с целями организации. Разделение труда внутри организации предполагает координацию действий представителей разных профессий, выполняющих соответствующие ролевые функции – менеджера и рабочего, бухгалтера и уборщицы. В реальности отношения индивидов и групп внутри организационной структуры порождают сложные схемы сотрудничества, в том числе на неформальной основе, – согласования, принятия и реализации решений. Эффективность координации усилий сотрудников зависит от степени совершенства системы управления, призванной разрешать основное противоречие организационного поведения, которое выражается формулой «конфронтация – сотрудничество». Ситуации в этом диапазоне возникают как по вертикали – между руководителями и подчиненными, так и по горизонтали – между сотрудниками, подразделениями, службами. Поэтому в организации формируется и развивается определенная управленческая система, которая осуществляет необходимое регулирование организационного поведения.
Доминирующей формой построения социальных организаций является иерархия. Термин «иерархия» или «правление священников» был заимствован у Римской католической церкви и Православной церкви, известных своим иерархическим строением. В организации направление деятельности всегда идет сверху вниз: верхние уровни отдают приказы, направляют и координируют деятельность нижестоящих уровней и т.д. Иными словами, иерархия – это универсальная форма построения социальных систем на основе соподчинения, когда «верхние» уровни контролируют «нижние». Пример: фирма, семья, государство, армия.
Иерархия может иметь 2 вида: пирамиды, если число тех, кто управляет, значительно меньше числа тех, кем управляют. Пример БГЭУ: 1 ректор, 7 проректоров, 12 деканов, 58 кафедр, 27,000 студентов.
Противоположность пирамиде – «плоская» или «одноуровневая» иерархия. Такая форма присуща малым организациям, в которой отсутствует стандартизация обязанностей, где коммуникация между членами организации осуществляется напрямую. Пример – УП, которое может нанять 3 человека, и где УП сам и начальник, и бухгалтер, и продавец.
Выделяют следующие виды организационных структур:
- традиционная (линейные, линейно-функциональные, линейно-штабные) – основывается на сочетании принципов линейной и функциональной департаментизации
- дивизионная – направлена на обеспечение возможности реагирования организации на изменения внешней среды
- матричная – представляет собой объединение относительно автономных групп, направленных на реализацию отдельных проектов и развитие отдельных направлений деятельности (БГЭУ = факультеты)
- комбинированная – структура, соединяющая в себе свойства традиционных, дивизионных и матричных структур (БГЭУ = факультеты и службы).
Каждый вид структуры обладает своими достоинствами и недостатками, знание которых позволяет минимизировать их негативные моменты и эффективно использовать их положительные стороны в изменяющихся социально-экономических ситуациях.
Различают формальную или неформальную структуру организации. Формальная структура организации – система отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.
Неформальная структура организации – система отношений, направленная на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных. Выделяют три основные черты этого явления:
1) спонтанный характер, т.е. незапланированность возникновения
2) существует и функционирует параллельно с формальной организацией
3) ее служебное, «деловое» содержание может совпадать или расходиться с целями формальной организации.
Неформальная структура организации возникает как реакция на ограниченность формальной. Во многих формальных организациях существуют неформальные организации, возникающие сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом. Поэтому искусство управления состоит в том, чтобы руководитель знал объективные законы возникновения и функционирования неформальной структуры организации и умел использовать их так, чтобы сама она выступала частью формальной структуры организации и работала на нее.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании