3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
Признавая высокую социальную значимость КСО, нельзя не отметить, что эта идея не рассчитана на кризис. Она родилась в благополучных странах в благополучные времена. С одной стороны, защищенные законом работники могли требовать более пристального внимания к своим материальным и духовным запросам, а обеспеченные покупатели – выбирать самые чистые в экологическом отношении товары, придавая большое значение имиджу компании производителя. С другой стороны, компании, процветающие в условиях всеобщего экономического роста, могли все больше денег тратить на улучшение условий труда работников, благотворительность и поддержку НКО.
С приходом глобального экономического кризиса нулевых годов ситуация резко изменилась. Поскольку кризис внес свои коррективы в деятельность компаний всех стран, началась трансформация моделей КСО. В Т.к. бизнес с трудом справляется со своей основной задачей по отношению к обществу: созданием рабочих мест и поддержанием уровня заработной платы, нехватка финансовых ресурсов вынуждает многие предприятия сворачивать социальные проекты. Высказывается опасение, что возможен такой сценарий развития ситуации, при котором КСО будет трактоваться в узком ключе и сведется к базовым обязательствам, т.е. выплате зарплат, уплате налогов или сохранению рабочих мест. В этой связи очень важно сохранить социальные программы, хотя они и требуют издержек.
Боязнь издержек даже в условиях экономического роста являлась главным тормозом продвижения принципов КСО на постсоветском пространстве в отличие от западных стран, где главный фактор развития КСО – это давление общества на бизнес. Но в условиях кризиса боязнь издержек возрастает у любой компании, и она вынуждена пересматривать не только свой бюджет, но и благотворительные программы. Если говорить о белорусских компаниях, то они и в докризисный период не спешили тратить часть доходов на тех, кто не является стейкхолдерами. Причем чем крупнее предприятие, тем больше было его нежелание, хотя возможности помогать социально незащищенным слоям населения у крупных предприятий гораздо больше, чем у среднего и малого бизнеса. Если отношение компаний к этим расходам в целом не будет восприниматься менеджментом как часть корпоративной стратегии, а не как дополнительное обременение, корпоративной филантропии может не остаться совсем.
Перейдя на режим выживания, предприятия начинают сокращать персонал и снижать зарплату оставшимся работникам, хотя для социально ответственных компаний одним из важнейших вопросов в нынешней ситуации – это сохранение численности работников. Конечно, в целях экономии можно сократить персонал, можно лишить сотрудников социальных гарантий, но едва ли это станет для бизнеса выходом. Не буду вновь рассказывать о Мацусите, который в годы Великой депрессии 1930-х гг. не стал увольнять персонал. Пример Мацуситы не всегда можно повторить. Однако он свидетельствует о том, как важно сохранить квалифицированный персонал, который впоследствии отплатит высокой производительностью труда, лояльностью по отношению к компании, что приведет к росту объема продаж, укреплению брэнда и, в конечном итоге, – повышению конкурентоспособности и росту рыночной капитализации.
Для того чтобы компания оставалась социально ответственной, она может минимизировать свои издержки разными способами. В частности, если она будет разделять социальные расходы с потребителями (социальный маркетинг) и сотрудниками (программа пожертвований и волонтерство), то может получить полноценную благотворительную программу за минимальные деньги и одновременно решать маркетинговые и HR-задачи, развивая лояльность потребителей и сотрудников. Другой способ – кооперация с другими донорами – компаниями, фондами и местными властями. При небольших расходах каждого донора совместный общий результат может оказаться внушительным. Далее: можно уменьшить финансирование, добавить в программу нефинансовые ресурсы или разделить платежи на несколько траншей, но отказ от социальных программ может послужить плохим знаком для стейкхолдеров.
В условиях кризиса социальная стабильность в стране напрямую зависит от того, смогут ли предприятия не только выжить, но и следовать принципам социально ответственного поведения по отношению к своим работникам и партнерам по бизнесу. Такая необходимость декларируется и на государственном уровне. Это подтверждает ситуация, возникшая в городе Пикалево Ленинградской области, где весной 2009 г. предприятия «БазелЦемент», «ЕвроцементГрупп» и «СевЗавПром», не договоривших о ценах на сырье, остановили работу. Проблема была решена с помощью премьер-министра В.В. Путина, приехавшего в город. В данном случае можно говорить о корпоративной социальной безответственности, когда без государственного вмешательства восстановить справедливость вряд ли удалось. Российские эксперты с сожалением отмечают, что таких «пикалево» в их стране сотни.
Таким образом, в системе социального партнерства происходит смещение инициативы в сторону государства, так как многие предприятия не способны к поддержанию базового уровня КСО. В то же время, кризис – это не только дополнительные проблемы, но и новые возможности. Наиболее перспективными в данном случае являются инновационные подходы, благодаря которым в будущем вполне реально сократить издержки. В свою очередь, решение социальных и экологических проблем способствует развитию инноваций, повышению производительности труда и сокращению расходов на потребляемые ресурсы, что также позволяет снизить сопутствующие риски даже в условиях кризиса.
Таблица 4 – Международные стандарты в области социальной и экологической ответственности компаний
Полное название | Сокращенное название | Особенности | Где можно узнать подробности |
AccountAbility 1000 Series | AA 1000S | Принципы подготовки социальных отчетов на базе диалога со стейкхолдерами |
www.accountability.org.uk |
APEC Code of Business Conduct | APEC | Кодекс деловой практики стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества |
www.apec.org |
Amnesty International’s Human Rights Guidelines for Companies | Amnesty | Руководящие принципы по соблюдению корпорациями прав человека |
www.amnesty.org.uk |
Agence de Rating Social et Environmental sur les Enterprises | ASPI | Индексы устойчивых показателей деятельности Arese для компаний, котирующихся на Европейском фондовом рынке |
www.arese-sa.com |
Balanced Business Scorecard | BBS | Система сбалансированных показателей оценки бизнеса от Balanced Scorecard Institute |
www.balancedscorecard.org |
Caux Round Table Principles for Business | Caux | Принципы ведения социально ответственного бизнеса | www.cauxroundtable.org |
Dow Jones Sustainability Group Index | DJSGI | Индекс устойчивости Dow Jones | www.sustainability-index.com |
EFQM Business Excellence Model | EFQM | Модель и принципы достижения эффективности бизнеса в соответствии с интересами общества | www.efqm.org |
Principles for Global Corporate Responsibility: Bench Marks for Measuring Business | Bench Marks | Стандарты и принципы действий ответственной компании, совместный проект Interfaith Center of Corporate Responsibility (ICCR, США), The Ecumenical Council for Corporate Responsibility (ECCR, Филиппины), The Cristian Centre for Socially Responsible Investment (CCSRI, Австралия) и KAIROS-Canada (Канада) |
www.bench-marks.org |
Eco-Management and Audit Scheme | EMAS | Инструмент для оценки, представления и улучшения экологических показателей компаний | www.europa.eu.int/comm/ environment/emas |
Ethical Trading Initiative Base Code | ETI | Стандарты трудовых отношений | www.ethicaltrade.org |
EU Eco-label criteria | Eco-label | Система экологической оценки компаний | www.europa.eu.int/comm/ environment/ecolabel |
Forest Stewardship Council’s Principles and Criteria for Forest Management | FSC | Принципы и критерии по управлению предприятиями лесопромышленного комплекса |
www.fscus.org/standarts_criteria/ |
FTSE4Good Selection Criteria | FTSE4Good | Индекс FTSE для компаний, соблюдающих глобальные принципы корпоративной ответственности |
www.ftse4good.com |
Global Reporting Initiative Guidelines | GRI | Принципы и стандарты социальной и экологической отчетности | www.globalreporting.org |
IFOAM Basic Standards | IFOAM | Принципы устойчивости ведения бизнеса для компаний агропромышленного сектора | www.ifoam.org |
International Organization for ISO9000/14001 Standardization | ISO 9000, ISO 14001 | Стандарты ISO в области управления качеством и охраны окружающей среды | www.iso.org |
Organization for Economic Co-operation and Development Guidelines for Multinational Enterprises | OECD | Свод рекомендаций для транснациональных компаний по действиям в области деловой этики, информационной открытости, охраны окружающей среды, работы с персоналом, соблюдении прав человека, борьбы с коррупцией, взаимоотношений с потребителями, развитии науки и технологий, конкуренции и налогообложения |
www.oecd.org |
Social Accountability 8000 | SA 8000 | Стандарт сертификации предприятий в области трудовых отношений | www.sai.org |
SIGMA Guidelines | SIGMA | Практические рекомендации для организаций по внесению ими существенного вклада в устойчивое развитие |
www.projectsigma.com |
Global Sullivan Principles | Sullivan | Общие рекомендации и принципы в области социальной ответственности корпораций |
www.revleonsullivan.com |
The Natural Step | TNS | Принципы достижения устойчивого развития | www.naturalstep.org |
UN Global Compact | UN GC | Свод базовых принципов для корпораций, готовых участвовать в решении глобальных проблем цивилизации |
www.unglobalcompact.org |
WHO/UNICEF International Code on Marketing of Breast-milk Substitutes | WHO/UNICEF | Свод правил Всемирной организации здравоохранения в области торговли заменителями грудного молока |
www.who.int |
Лекция 21. Интеграция КСО в корпоративное управление
1. КСО как составная часть корпоративного управления
2. Этапы внедрения КСО в корпоративное управление
3. Инструментарий реализации КСО
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании