1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
В развитие теоретических основ социологии управления большой вклад внесли американские социологи Т. Парсонс и Р. Мертон, которые раскрыли многие аспекты построения деятельности системы управления обществом на основе теории социального действия и социальных систем. Их заслугой является рассмотрение регулирующей роли институционального нормативно-ценностного комплекса, значения культуры в управлении общественной системой и многое другое.
Начало положила теория системного и структурно-функционального анализа Парсонса (1902-1979). Структурный функционализм становится самым ведущим направлением в социологии того периода. Он оказался настолько всеобъемлющим, что к концу 1950-х гг. социология и функционализм стали практически тождественны, а его основатель – профессор Гарвардского университета Парсонс на долгие годы становится самым известным социологом США и мира.
Разрабатывая системный подход к анализу общества и управления им, Парсонс исходил из необходимости сохранения в нем равновесия, согласованности, устойчивости, порядка. Он доказал, что общество представляет собой открытую систему, в которой порядок необходимо постоянно поддерживать за счет поиска путей, условий, факторов его взаимодействия с окружающей средой. В этом и заключается основная функция социального управления.
Для описания любой социальной системы Парсонс использовал идею четырех функциональных императивов, реализация которых обеспечивает нормальное состояние или равновесие системы. Такими императивами являются 1) адаптация системы по отношению к внешней среде; 2) достижение цели; 3) интеграция всех компонентов системы; 4) регулирование скрытых напряжений системы через поддержание ценностного образца. Они являются основными условиями для соблюдения равновесия как главной характеристики любой социальной системы, которая стремится к порядку и устойчивости. Для достижения этой цели служат подсистемы экономики, политики, социального контроля и социализации.
Модель социальной системы
Функции | Подсистемы | Социальные институты | Действующие субъекты (акторы) |
Адаптация | Экономика | Заводы, банки | Предприниматель – работник |
Целедостижение | Политика | Партии, движения | Функционер – рядовой член |
интеграция | Социальный контроль | Государственный аппарат | Чиновник – гражданин |
Поддержание ценностного образца | Социализация | Семья, школы, религия | Учитель – ученик |
Следует отметить, что проблемы управления рассматриваются Парсонсом в широком плане. Социальное управление имеет в своей основе нормативный характер. Сами же нормы осуществляют в обществе функции интеграции и регулирования большинства социальных процессов.
Кроме соблюдения норм, социальное управление должно учитывать наличие в обществе плюрализма социальных ролей, что и обусловливает сложности принятия и реализации управленческих решений. Здесь особую роль играет такая функция управления, как социальный контроль. Именно он обеспечивает «состыковку» мотивации и поведения членов общества в составе социальных групп, организаций, в рамках социальных институтов.
Одной из центральных категорий теории Парсонса является категория социального действия. Его составляющими являются актор, ситуация и ориентация актора на ситуацию. Актор – это индивид (группа), который ставит цель и определяет способ и средства ее достижения. Ситуация – это факторы (физические, культурные и социальные), актуальные для актора в данный момент, от которых зависят его действия. Следовательно, актор действует в ситуации, где он не может контролировать условия, но может контролировать средства в соответствии с нормами, доминирующими в обществе. Нормы усвоены актором так, что они заставляют его поступать определенным образом (не грубить старшим). Парсонс утверждал, что действие основывается на нормах и связано ценностями. Именно поэтому функциональный анализ часто фокусировал внимание на индивиде, чтобы показать, как социальная среда формирует человеческое поведение.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании