1. Сущность социального управления
Общество как целостная, динамически развивающая система, а также все подсистемы, функционирующие в его рамках – экономическая, политическая, социальная, духовная – есть самоуправляемые социальные системы. А это значит, что каждая из социальных систем, от самой крупномасштабной, каковой является общество в целом, вплоть до отдельной личности – в процессе своего функционирования и развития нуждаются в управлении.
Способность человека управлять своим взаимодействием с предметами и процессами внешнего мира, а также с другими людьми возникает в сфере межличностных отношений, а затем охватывает все сферы производственно-практической и иных видов его деятельности. Тем самым все разнообразие человеческой деятельности, посредством которой человек преобразует окружающий его мир, а вместе с ним и самого себя, превращается в осознанный, управляемый процесс. Вследствие этого управление превращается во всеобщий момент любой человеческой деятельности, всегда направленной на достижение конкретной, сознательно выбранной цели. Управление не остается неизменным, а постоянно видоизменяется, всегда выступает в конкретно-исторических формах, связанных со спецификой конкретно-исторического этапа развития общества.
Чем более высокой ступени развития достигает общество, тем большее значение приобретает принятие управленческих решений. Характерно, что именно на высшей стадии развития капиталистического производства, когда выявились основные особенности, принципы и методы управления, возникают специальные теории управления, авторами которых становятся как теоретики, так и практики управления: Тейлор, Саймон, Эмерсон, Файоль и др.
В целом под термином «управление» понимается функция организмов и систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы и целей. Управление – это механизм упорядочивания взаимодействия людей, стремящихся получить более высокий статус и лучшее место под солнцем.
Социология управления изучает закономерности оптимального и эффективного управления людьми в социальных системах, т.е. решает проблемы социального управления. Если социология управления – это научная дисциплина, то социальное управление – область практической деятельности. Социальное управление является инструментом целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений.
Категория «социальное управление» рассматривается в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле слова – это управление всеми и любыми общественными процессами, т.е. управление в обществе. Оно органически присуще любой общественной системе, его цель – обеспечивать сохранение целостности системы, ее качественной специфики, воспроизводство и развитие. Управление может быть стихийным, выступающим как результат воздействия на общество различных сил, массы случайных единичных актов (например, рынок) или сознательным, если осуществляется социальными институтами и организациями (государством).
В узком смысле социальное управление – это управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики. Оно призвано способствовать выявлению социальных проблем, разработке и реализации современных методов их решения.
А поскольку общественные отношения имеют несколько уровней, то и управление имеет несколько «срезов» и путей совершенствования. В.Г. Афанасьев рассматривает три уровня социальных отношений:
Первый, высший и самый широкий, охватывает всю систему общественных отношений – экономических, собственно социальных, политических, духовных, семейно-бытовых.
Второй уровень охватывает отношения между коллективами и в коллективах меньшего порядка, нежели общество в целом, - прежде всего между классами и внутри классов, а также между нациями и внутри наций, между городом и деревней и внутри них, между людьми умственного и физического труда.
Третий, элементарный уровень, охватывает отношения между трудовыми коллективами и в самих коллективах – между его членами.
Данные три среза социальных отношений и являются компонентами системы социального управления. А основой во всех системах выступает человек. Он – и субъект управления и объект управления.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании