3. Виды управленческих решений
В процессе управления принимается огромное число решений, различающихся по разным основаниям. Отсюда и множество видов решений.
Первая классификация учитывает основание для принятия решения. Обычно при принятии любого управленческого решения в той и или иной степени присутствуют интуиция, суждение, рациональность.
При принятии интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует как бы «шестое чувство». Интуиция обычно обостряется с приобретением опыта, однако ориентироваться только на нее опасно: шансы на правильный выбор решения статистически не очень высоки.
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, но в их основе лежат знания и осмысленный опыт прошлого. Используя этот опыт, опираясь на здравый смысл с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако, как это ни парадоксально, здравый смысл у людей встречается очень редко, поэтому такой способ принятия решения не очень надежен, хотя он подкупает быстротой и дешевизной.
Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса. Его отличие от решения, основанного на суждении, в том, что оно не зависит от прошлого опыта.
По природе и механизму воздействия на объект управления выделяют политические, экономические, технические решения. Ясно, что на практике редко принимается один из названных видов решений. Как правило, они имеют комплексную природу и взаимосвязаны друг с другом.
По степени повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения делятся на:
- традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив
- нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.
По характеру целей различают стратегические, тактические и оперативные решения. Стратегические решения обычно касаются масштабных проблем, относящихся к компании (системе) в целом. Это наиболее важные решения, т.к. связаны с существенными преобразованиями организации (смена технологии, смена целей, обновление персонала).
Тактические решения обеспечивают реализацию стратегических задач через решение частных проблем, намечаемых менеджерами среднего звена. По времени они не превышают одного года.
Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач и рассчитаны на период, не превышающий месяца. Они принимаются менеджерами нижнего звена и описывают действия, необходимые для достижения тактических и стратегических целей.
По длительности реализации решения бывают кратко- и долгосрочные. Реализация решения может требовать нескольких часов, дней, месяцев или лет. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. Результаты осуществления долгосрочных, перспективных решений могут быть удалены на несколько лет.
По сфере воздействия – решение может приниматься с целью повлиять на работу организации в целом, т.е. быть глобальным. Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации; в этом случае решение можно считать локальным. Эти решения не затрагивают деятельность всей системы, однако для коллектива той подсистемы, в отношении которой они принимаются, могут носить характер общих или частных решений.
По прогнозируемости последствий различают корректируемые и необратимые решения. Большинство управленческих решений в процессе их реализации поддается корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
По форме принятия решений – единоличные и коллегиальные. Если окончательное решение принимает один человек, оно будет единоличным. Однако в современной практике менеджмента все чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными.
По способу фиксации решения. Преобладающей формой являются письменные (документированные) решения, которые позволяют внести элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление.
Не менее важны и устные (недокументированные) решения, которые составляют оперативную часть деятельности управленческого и производственного аппарата.
По характеру использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными или вероятностными.
Детерминированные решения принимаются в условиях определенности, когда руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Такой результат только один, и вероятность его наступления близка к единице.
Однако большинство решений принимаются в условиях неопределенности или условиях риска. Результаты таких решений не являются определенными, но вероятность каждого результата известна, поэтому они называются вероятностными. В ряде случаев организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности возможных событий. В таких ситуациях руководителям помогает опыт, который показывает, что именно может произойти с наибольшей вероятностью. В таких случаях оценка вероятности является субъективной.
По месту и функциям в процессе управления. Принятие решения о том, какую информацию следует считать истинной, называют информационным решением. Оно предполагает преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления.
Организационное решение – это выбор альтернатив, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Его цель – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Особенностью организационных решений является их ориентация на достаточно широкий диапазон ситуаций.
К наиболее сложным и ответственным относят решения, которые называют технологическими или управленческо-технологическими. Класс технологических решений в производственных организациях включает в себя определение цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, расстановки сил, средств и способа производства работ, постановку задач подразделениям.
Поскольку решение принимается людьми, то его характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к его появлению на свет. В связи с этим различают уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения принимаются менеджерами, внимательно и критически относящимися к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Авторы импульсивных решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии как следует их проверить, уточнить, оценить. Поэтому решения оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», типа «а давай…».
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность или новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные вилы решений принимаются в основном в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемой менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
Существуют два типа управленческих решений. Первые решения имеют максимально выраженную индивидуальную форму реализации осуществляются руководителем без непосредственного взаимодействия с другими членами организации. Другие решения носят ярко выраженный коллегиальный характер и осуществляются по типу групповых, но при сохранении параметра иерархичности. В реальности подавляющее большинство управленческих решений является комбинированным и включает в себя компоненты как индивидуального, так и коллегиального выбора.
В последние годы, в частности, в мировой социологической литературе все чаще обращается внимание на необходимость выработки супероптимальных управленческих решений. Под оптимальными решениями обычно понимают наилучший из нескольких возможных способов достижения поставленной цели. Когда же говорят о супероптимальном решении, то имеется в виду такое решение, которое одновременно и самым лучшим способом обеспечивает достижение двух отдельных групп целей. Именно к такому разделу управленческих решений относятся методы разрешения споров, возникающих между соперничающими группами или организациями, в результате которых выигрывают все заинтересованные стороны. В основе таких решений лежит идея обращения к посредникам или идея проведения переговоров, в результате которых учитываются интересы всех участников, а поэтому и выигрывают все конкурирующие организации.
Теорией управления выработаны и применяются в практической управленческой деятельности несколько способов получения и реализации супероптимального управленческого решения, базирующегося на всестороннем учете и использовании специфических особенностей межгруппового коммуникационного взаимодействия.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании