1. Понятие творческого труда в социологии
Эвристика – это наука о закономерностях и методах открытия и изучения нового в творческой и познавательной деятельности человека. Отсюда эвристический процесс – это творческий процесс.
Долгое время о творческом труде говорилось только применительно к деятельности художников, писателей, ученых. Первые работы по вопросу о творческом труде на производстве появились в 1920-е гг. В них предпринимались попытки осмыслить отдельные аспекты психологии трудовой деятельности. Позднее ученые стали выходить на анализ проблем, связанных как с творческим отношением к труду, так с самим творчеством на производстве. В 1930-е гг. творчество как особое проявление специфических приемов и методов в труде работников более прозаических профессий выделяется как отдельная категория. Тогда же произошло и изменение терминологии: до 1930-х гг. трудом называли не всякую полезную деятельность, а только творческую. Нетворческий труд назывался работой.
Однако научное обоснование творческий человек на производстве получил в 1950-х гг. К этому времени данный феномен был изучен и признан, а знание о нем стало использоваться для более полного применения человеческих возможностей. Творчество на производстве стало вступать в свои права, сначала как часть деятельности специалистов, а затем и рабочих.
Итак, что же это за понятие «творчество» и чем оно отличается от понятий «творческий потенциал», «творческий труд» и «креативность»?
Творчество – это многогранное понятие. Это качественная характеристика индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, отличающаяся той или иной степенью новизны (новаторства) ее содержания, применяемых методов и полученных результатов. Новизна (новаторство) как критерий творчества позволяет рассматривать творчество как интеллектуальную трудовую деятельность поискового характера, непосредственной целью которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество в самом процессе трудовой деятельности характеризует стиль работы, подход человека к решению стоящих перед ним задач, отношение к труду.
В принципе человеческая деятельность есть единство двух существенных моментов – воспроизведения достигнутых результатов, с одной стороны, и изменения этих результатов на более высокой основе, с другой. Поэтому было бы неправильно противопоставлять понятия «труд» и «творчество». Само творчество – это нелегкий труд, соединяемый в себе желание проявить собственное «Я». Кроме того, всякое творчество содержит элементы нетворческой, «черной» работы, а всякая нетворческая работа содержит, пусть минимальный, но элемент творчества. Следовательно, воспроизводящие (репродуктивные) и изменяющие (созидательные, творческие) виды деятельности человека взаимосвязаны и обусловлены.
Творчество по своей природе индивидуально, поскольку оно отражает возможности человека как творца и связано с ним, составляя его незаменимый особый дар, что выражается в интеллектуальном раскрытии и интеграции собственного опыта, выдвижении идеи и определении условий ее реализации.
Что касается коллективного творчества, то оно применимо и оправдывает себя в тех случаях, когда участники творческого процесса решения общей задачи взаимно дополняют друг друга по своим профессиональным и личностным качествам. Это позволяет вырабатывать коллективное видение проблемы и пути ее решения, сохраняя авторство каждого участника. Например, открытие в физике – свойства полупроводников Алферов и др., медицине – инсулин (Нобелевская премия вручается нескольким). Кроме того, роль коллективного творчества особенно ощутима при выработке стратегии реализации полученных результатов.
Практически нет ни одной сферы деятельности человека, которая не была бы объектом приложения творческих усилий. По данному признаку можно выделить 3 сферы творческой деятельности и 3 категории занятых ими лиц.
Первая сфера охватывает те виды деятельности, которые принято относить к творческим (наука, образование, искусство, культура), а субъектами творчества являются люди творческих профессий (ученые, педагоги, писатели, композиторы, архитекторы, художники, артисты и др.).
Вторая сфера охватывает виды деятельности, в которых творчество сочетается с практической работой по реализации ее результатов, а субъектами творчества выступают лица, в круг должностных обязанностей которых входят поиск и принятие решений при выполнении инновационных, информационных, организационных и социальных функций на предприятиях – это руководители и инженерно-технические работники. Обе названные категории охватывают в основном техническую интеллигенцию, т.е. тот слой людей, которые профессионально занимаются творческим трудом.
Третья сфера охватывает непосредственное осуществление производственных процессов, в которой работники посвящают себя творческому поиску не по должностным обязанностям, а по собственной инициативе – это рабочие-новаторы, которые представляют слой рационализаторов, изобретателей.
Во всех областях творчества генерирование новых идей происходит в рамках одних и тех же умственных процессов:
1) рассудочного мышления
2) творческого мышления
К первой группе относятся процессы, которые используются при изучении и анализе проблемы и ее состояния. Среди них:
- воспоминания – обращение к прошлому опыту или идеям, которые выдвигались ранее
- созерцание – перебор идей, находящихся в данный момент в сознании
- наблюдение – сравнение анализируемых проблем с проблемами, которые решались ранее.
Ко второй группе процессов творческого мышления относятся:
- воображение, позволяющее в ходе обдумывания или обсуждения проблемы создавать новые комбинации идей,
- вдохновение, возникающее под воздействием какого-то внезапного импульса – увиденный аналог изучаемого процесса или явления, услышанная или прочитанная фраза, другие факторы окружающей среды, либо в результате интенсивного продумывания или обсуждения проблемы (мозговой штурм).
Результатом творчества в любой сфере деятельности является инновация – новое решение или оригинальное исполнение. Применительно к материальной сфере – это результаты исследований и разработок: новые технологии, материалы, изделия, средства, системы или изобретения; оригинальные решения, содержащиеся в проектах и других разработках, в рационализаторских предложениях технического, организационного, экономического, социального и правового характера. Их особое значение заключается в том, что от них напрямую зависят производительность и эффективность труда, освоение производства новых изделий и насыщение ими рынка товаров.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании