1. Структура социального управления
Анализ социальной сущности и основных принципов социального управления позволяет сделать вывод о том, что социальное управление представляет собой сложную систему взаимодействия людей для решения определенных задач посредством определенных функций. Как и любая система, социальное управление имеет структуру, которая не остается неизменной, а характеризуется подвижностью и изменчивостью.
Социальное управление предполагает систематическое, регулярное воздействие субъекта управления на социальный объект, в результате чего имеет место взаимодействие двух исходных, первичных компонентов управленческой структуры – субъекта и объекта. Рассмотрим их более подробно.
1. Субъект социального управления – это элемент системы социального управления, являющийся носителем управленческого воздействия на объект социального управления. В качестве субъекта социального управления выступают социальные институты, организации (в том числе общественные), специально созданные органы, производственные коллективы, социальные группы и люди, являющиеся носителями управленческого воздействия на социальный объект, способные вырабатывать программы деятельности и реализующие данную способность. Но в любом случае управленческие решения принимают реальные личности, которые облечены соответствующей властью, которая предполагает высокую меру ответственности. Субъект социального управления выполняет ряд базовых социальных ролей, главные из которых – разработка концепции управления, генерация идей и целевых установок, организация их достижения.
Субъект социального управления непосредственно связанный с институциональными взаимодействиями индивидов, осуществляет управление на основе правил, которые разрешают или запрещают определенные виды действий, т.е. используются как ограничитель выбора и поведения индивидов.
Эти правила можно разделить на:
- формальные правила – правила, которые зафиксированы формально, в знаковой форме, и обеспечены легальной защитой со стороны государства,
- неформальные правила – правила, которые не зафиксированы формально и не защищены другими механизмами (отличными от государства). Примером может быть заимствование норм, которые регулируют взаимодействие между экономическими агентами в одной социально-экономической системе для выполнения той же функции в другой, где индивиды обладают другим менталитетом и поведенческими установками.
Социальный статус субъекта управления в иерархической структуре и в системе управления в целом определяется масштабностью (границами) и значимостью объекта управления.
2. Объект социального управления – это социальная система или ее часть, на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, которая воспринимает управленческие воздействия и обеспечивает в итоге их реализацию. Объектом социального управления являются люди, или человеческие ресурсы. Инвестиции в развитие человеческих ресурсов рассматриваются как главное конкурентное оружие организации, а ее персонал – как конкурентное преимущество, которое необходимо развивать и наращивать, наряду с другими ресурсами, чтобы быть в состоянии достигать стратегических целей. Ориентация на управление человеческим ресурсом означает изменение принципов и системы мотивации. Мотивация эволюционирует от уравнительных принципов, оплаты за должность и явку на работу, к принципу оплаты за результат и конкретный вклад в достижение целей организации.
Объекты управления можно типизировать по нескольким основаниям:
- по масштабу и уровню управленческого воздействия: страна, отрасль, регион, предприятие и т.д.;
- по видам регулируемой деятельности: производственные, социальные, политические, социокультурные;
- по адресату управленческого воздействия:
1) население страны;
2) население социально-территориальных общностей: областей, районов, городов;
3) персонал министерств и ведомств;
4) персонал предприятий, учреждений, учебных заведений, органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений.
Наиболее существенные черты объекта социального управления:
объект должен иметь определенные границы, которые должны выделять его как некое целое
объект должен быть наблюдаем, т.е. интересующие нас качества объекта надо видеть регулярно и достоверно
возможность воздействия на объект, и в ответ на известные воздействия объект должен реагировать известным и гарантированным образом.
Объект и субъект социального управления взаимно дополняют друг друга. В их единстве заложена диалектическая сущность социального управления, поскольку субъект и объект управления – это лишь теоретически расчлененное целостное образование, которое называется системой социального управления.
3. Среда социального управления – определенное пространство (социально-экономическое, политическое, технологическое, социально-психологическое, коммуникативное и др.), в рамках которого осуществляется управление. Различают внешнюю и внутреннюю среду управления.
Внешняя среда (или макросфера) – это совокупность экономических и политических субъектов, физических лиц, взаимодействующих с системой, и действующих за ее пределами, а также та часть информационно-коммуникативного пространства, от структуры и содержания которого в определенной степени зависит успешность функционирования системы.
Внутренняя среда управления – сложившиеся отношения, определяющие характер, насыщенность и интенсивность формальных и неформальных связей и взаимодействий между подсистемами, а также между персоналом системы управления.
В структуре управления существуют и другие компоненты, которые в своих существенных чертах определяются теми задачами, которые решаются в процессе осуществления управленческой деятельности.
4. Одна из основных задач управления – это определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой организации). Отсюда цель является структурным элементом социального управления. Она направлена на организацию деятельности по производству товаров и услуг, упорядоченность и поддержание специфики уже существующей системы и т.д.
5. Другая важная задача – формирование организационной культуры. Организационная (корпоративная) культура предполагает объединение персонала вокруг основной организационной цели (или целей) и демонстрацию моделей поведения, необходимых для организации. Самое важное в управлении – не стремление руководителя поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, усиливая свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на осознание стоящей перед организацией цели и активную деятельность для ее достижения.
6. Из этой задачи вытекает еще одна существенная задача управления и соответственно его структурный элемент – хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели организации и успешное решение стоящих перед нею проблем.
7. Важной задачей управления является формирование организационного порядка. Организационный порядок – это система зафиксированных документально относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, которые регулируют взаимодействия между организациями, между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций. Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость данной организации, результативность управления ею.
8. Для эффективного управления очень важной задачей является определение диагностики управления, т.е. определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации. Диагностирование управления дает возможность преодолеть часто встречающееся противоречие между ростом и развитием, между масштабами управления, с одной стороны, и его целями, методами и средствами – с другой. Хорошо известен феномен «начальника цеха», когда бывший начальник небольшого структурного подразделения или организации, продвинувшись вверх по служебной лестнице, продолжает руководить городом или районом так же, как он руководил цехом, только очень большим. Тогда и возникают не только зоны слабой управляемости, но и точки неуправляемости, что резко сужает диапазон эффективного управления системой.
9. Поскольку эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость, столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап, важной задачей является разработка и осуществление технологии изменений. Технология изменений – еще один структурный элемент системы управления.
10. Управленческое решение – следующий структурный элемент управления. Академик Бабосов отмечает, что в Беларуси многие практики не рассматривают управленческое решение в качестве самостоятельного структурного компонента. Более того, управленческие решения не просчитываются на реализуемость, а это снижает возможности контроля за их выполнением.
11. Соответственно, управление невозможно без системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.
Теоретики управления выделяют и другие структурные элементы, но в любом случае структурные компоненты действуют не в отрыве друг от друга, а в процессе своего взаимодействия образуют более или менее целостную и динамично развивающуюся структуру социального управления, своеобразный «управленческий» многогранник, действующий в широком социальном диапазоне.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании