2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
Из стран СНГ интерес к данному явлению первым проявило российское бизнес-сообщество, которое стало ускоренными темпами преодолевать путь, по которому Запад шел в течение десятилетий. Для преодоления сложившихся стереотипов деловые круги России сразу же постарались определить содержание КСО и тех, кто должен определять его приоритеты: государство, общество или сама компания, а также устранить сомнения по поводу оправданности социальных инвестиций и их выгоды для компаний. В 2004 году Ассоциация менеджеров России подготовила «Доклад о социальных инвестициях в России. Роль бизнеса в общественном развитии», в котором корпоративная социальная ответственность определялась как философия поведения делового сообщества, корпораций и предприятий через формирование своей деятельности по таким направлениям, как производство качественных товаров и услуг, инвестиции в развитие человеческого потенциала, соблюдение требований законодательства, учет общественных ожиданий и этических норм в практике бизнеса, а также вклад в формирование гражданского общества. Иными словами, понятие КСО российским бизнес-сообществом трактуется в полном соответствии с принципами Глобального Договора.
Процесс институционализации социальной ответственности в России идет быстрыми темпами. Созданы Ассоциация менеджеров России, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Технический комитет по стандартизации «Социальная ответственность», разрабатываются нормы и стандарты КСО, принимаются хартии и меморандумы, которые формулируют обязательства бизнеса перед обществом. Так, «Социальная хартия российского бизнеса» концентрирует внимание на добросовестном ведении бизнеса и честном выполнении своих обязательств перед контрагентами. Она вводит в практику понятие корпоративного гражданства, которое предполагает более широкую трактовку социальных обязательств, а не только добросовестное выполнение компанией своих обязательств перед работниками, партнерами и потребителями.
Кроме того, РСПП разработал «Рекомендации по использованию базовых индикаторов результативности деятельности компаний в корпоративной нефинансовой отчетности», целью которых является предоставление организациям системы надежных показателей результативности их деятельности (экономической, социальной и экологической). Данные показатели отвечают международным стандартам в этой области, адаптированы к российской системе учета и законодательства и пригодны для использования в нефинансовой отчетности.
Различными структурами российского бизнес-сообщества приняты и другие документы, регламентирующие поведение компаний и предприятий в плане реализации социальной ответственности, что только подтверждает соответствие практики КСО в России принципам Глобального Договора.
Кроме того, в академических изданиях и СМИ идет бурная полемика по вопросам разработки научных основ социальной ответственности бизнеса, разделы и даже отдельные номера академических журналов посвящаются проблематике КСО, защищен ряд диссертаций по вопросам корпоративного управления, социально ответственного поведения компаний, социальному партнерству и т.д.
Что касается Беларуси, то она в сфере КСО в определенной степени повторяет тот же путь, что и российское общество. В белорусском обществе, где в 1990-е гг. большинство предприятий были не в состоянии взять на себя все социальные проблемы, сформировалось негативное отношение к частному бизнесу и его лидерам. Социологические опросы подтверждают такое неоднозначное отношение населения.
Хотя в Беларуси ценности КСО еще только формируются, отечественный бизнес начал осознавать, что решение долгосрочных и краткосрочных задач тесно связано с тенденциями развития всего общества. По этой причине в июне 2004 г. в рамках Глобального Договора стартовал белорусский проект «За социальную ответственность бизнеса», цель которого в том, чтобы изменить отношение граждан Беларуси к отечественному бизнесу и повысить его роль в трансформационном обществе. Намерения по продвижению общепринятых стандартов социальной ответственности бизнеса в отношении человека и государства не являются единственной целью данной инициативы. Поддержка Глобального договора белорусским бизнес-сообществом – это еще и доказательство открытости и прозрачности ведения отечественного бизнеса в целом.
Официальная презентация Глобального договора в Беларуси состоялась 20 декабря 2006 г. Сегодня национальная сеть его участников объединяет около 80 белорусских компаний и организаций. В основном это предприятия пищевой, легкой промышленности, деревообработки и строительства, например, «Савушкин продукт», «Бабушкина крынка», «Пинскдрев», «Атлант-М», «Белвест», «Милавица» и др., однако ее особенность в том, что более 40% ее участников – представители малого бизнеса.
Одним из первых документов стал каталог участников Глобального договора в Беларуси, отразивший практику социальной ответственности отечественного бизнеса. По сути дела, он стал отправной точкой в развитии традиции публичной социальной отчетности и прозрачности белорусского бизнеса, информирования общества о вкладе белорусского бизнеса в развитие общества.
Многое сделано по информатизации республики в плане продвижения идей Глобального договора и социальной ответственности. Издаются учебно-методических материалы, постоянно обновляется веб-страница Глобального договора в Беларуси, которая стала одним из самых информативных источников по вопросам КСО на русском языке. Под эгидой Инициативы прошел ряд образовательных семинаров, круглых столов, летних школ-семинаров и мастер-классов.
Большой вклад в формирование более благоприятной бизнес-среды, развитие предпринимательства, продвижение концепции КСО внесли ведущие бизнес-ассоциации и консалтинговые агентства. Так, ЦСБТ «САТИО» стал инициатором проведения ежегодного профессионального конкурса «Бренд года». Его миссия в том, чтобы содействовать развитию конкурентоспособности отечественных предприятий для создания и продвижения собственных брендов на отечественном и мировом рынках. Эти и подобные мероприятия приобретают особую актуальность, потому они способствуют преодолению негативных стереотипов о бизнесе, сложившихся в массовом сознании. Победителями конкурса в разных номинациях становились ведущие отечественные и зарубежные компании, такие «Савушкин продукт», «Бабушкина крынка», «Инко-Фуд», «British American Tobacco», «Конте Вест» и др. Однако самой престижной является номинация «Социально ответственный бренд», учрежденная в 2005 г. при поддержке ПРООН в Беларуси в рамках Глобального договора.
Государственные структуры также не остаются в стороне. Согласно Национальной стратегии устойчивого экономического развития до 2020 года, в Республике Беларусь разработана национальная модель устойчивого экономического развития, которая включает в себя систему гармоничных отношений в триаде «человек – окружающая среда – экономика». Реализация стратегии позволит обеспечить сбалансированное социально ориентированное, экономически эффективное и природоохранное развитие страны для удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений.
В то же время нельзя не отметить, что белорусский бизнес до сих пор не имеет программных документов, которые бы определяли поведение отечественных субъектов хозяйствования. Наличие у отдельных компаний этических кодексов не решает дела, так как они определяет идеологию одной конкретной компании, а не всего бизнес-сообщества. В целом отсутствует и научная разработка методологических основ поведения социально ответственных бизнес-организаций, их идеологии, а также подготовки для таких компаний специалистов нового типа – социально ответственных работников, которые не только профессионально, но и нравственно будут готовы к выполнению трудовых обязанностей и т.п. Именно социальная ответственность должна стать интегральной характеристикой такого специалиста, определяющей поведение и организацию его профессиональной деятельности.
ЛЕКЦИЯ 19. Практические аспекты КСО
1. Характер, объекты и уровни КСО
2. Основные формы КСО
3. Основные направления и мотивы КСД
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании