3. Теория администрирования а. Файоля
Научный менеджмент получил распространение и в Европе. Классическая школа управления (в Европе ее чаще называют административной школой) представлена в первую очередь работами А. Файоля, Л. Урвика, Д. Муни. Самой яркой фигурой в конце 19-начале 20 вв. был французский инженер и предприниматель Анри Файоль (1841-1925). Обобщив свои наблюдения, Файоль создал теорию администрирования. Если Тейлор рассматривал цеховое и заводское управление, то Файоль – высшее административное. Обоснованные им принципы управления носят универсальный характер, т.к. применимы не только к производству, но и к деятельности правительственных служб и учреждений, управлению вооруженными силами.
Теория Файоля состоит из двух частей – функций управления и принципов управления. Функции отвечают на вопрос, что делает руководитель, а принципы – как он это делает.
Файоль был первым, кто классифицировал управленческую деятельность по функциональным признакам. Он выделил виды деятельности или функции руководителя уже в определении управленческой деятельности: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Отсюда, функциями управления являются предвидение, организация, распоряжение, координация и контроль. В современной терминологии планирование, организация работы, управление, координация и контроль.
При таком понимании управление не является привилегией или лично присваиваемой обязанностью начальника или директоров предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существенным функциям. Названные элементы управленческой деятельности стали, по существу, классическими в социологии управления, поскольку одинаково применимы в управлении и производством, и социальными процессами на любом уровне.
Файоль выделил 14 принципов управления: 1) разделение труда, 2) власть (полномочие и ответственность), 3) дисциплина. 4) единоначалие, 5) единство руководства, 6) подчинение частных интересов общей цели, 7) вознаграждение, 8) централизация, 9) иерархия (скалярный принцип), 10) порядок, 11) справедливость, 12) стабильность персонала, 13) инициатива, 14) честь мундира (корпоративный дух).
Не все принципы одинаково важны. К главным Фаойль причислял единство командования и единство руководства. Согласно первому принципу, работники не должны получать противоречащие друг другу распоряжения из двух разных источников. Раскрывая содержание второго, Файоль часто прибегал к биологическим аналогиям, рассматривая организацию в качестве организма, который не может иметь две головы.
Особо следует подчеркнуть, что Файоль большое внимание уделял социальному аспекту управления и из 14 принципов почти половина носит социальный характер. Он требовал от руководителей тактичного отношения к подчиненным и считал, что начальство должно иногда приносить в жертву свое самолюбие, чтобы обеспечит эффективность управления.
К заслугам Файоля можно отнести и то, что одним из условий эффективного менеджмента он считал решающую роль администратора и ставил вопрос об организованной профессиональной подготовке кадров.
Административную деятельность в области предпринимательства Файоль разделил на шесть групп:
1. Технические операции (производство, обработка);
2. Коммерческие операции (закупка, сбыт, товарообмен);
3. Финансовые операции (поиск капитала и контроль);
4. Операции по обеспечению безопасности (охрана товаров и защита людей);
5. Бухгалтерские операции (учет запасов, балансовые отчеты, статистические данные);
6. Административные операции (планирование, организация работ, координация и контроль).
Из данных групп операций самой важной Файоль считал администрирование, которое он относил к области управления персоналом, потому что она имеет решающее значение для успеха или неудачи работы организации. Он был уверен в том, что для воспитания эффективных менеджеров недостаточно одних лишь технических знаний и по мере того, как руководитель поднимается вверх по ступенькам служебной лестницы, все большее значение приобретают административные способности.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании