logo
СУ 1 - СУ как теория

3. Теория администрирования а. Файоля

Научный менеджмент получил распространение и в Европе. Классическая школа управления (в Европе ее чаще называют административной школой) представлена в первую очередь работами А. Файоля, Л. Урвика, Д. Муни. Самой яркой фигурой в конце 19-начале 20 вв. был французский инженер и предприниматель Анри Файоль (1841-1925). Обобщив свои наблюдения, Файоль создал теорию администрирования. Если Тейлор рассматривал цеховое и заводское управление, то Файоль – высшее административное. Обоснованные им принципы управления носят универсальный характер, т.к. применимы не только к производству, но и к деятельности правительственных служб и учреждений, управлению вооруженными силами.

Теория Файоля состоит из двух частей – функций управления и принципов управления. Функции отвечают на вопрос, что делает руководитель, а принципы – как он это делает.

Файоль был первым, кто классифицировал управленческую деятельность по функциональным признакам. Он выделил виды деятельности или функции руководителя уже в определении управленческой деятельности: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Отсюда, функциями управления являются предвидение, организация, распоряжение, координация и контроль. В современной терминологии планирование, организация работы, управление, координация и контроль.

При таком понимании управление не является привилегией или лично присваиваемой обязанностью начальника или директоров предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существенным функциям. Названные элементы управленческой деятельности стали, по существу, классическими в социологии управления, поскольку одинаково применимы в управлении и производством, и социальными процессами на любом уровне.

Файоль выделил 14 принципов управления: 1) разделение труда, 2) власть (полномочие и ответственность), 3) дисциплина. 4) единоначалие, 5) единство руководства, 6) подчинение частных интересов общей цели, 7) вознаграждение, 8) централизация, 9) иерархия (скалярный принцип), 10) порядок, 11) справедливость, 12) стабильность персонала, 13) инициатива, 14) честь мундира (корпоративный дух).

Не все принципы одинаково важны. К главным Фаойль причислял единство командования и единство руководства. Согласно первому принципу, работники не должны получать противоречащие друг другу распоряжения из двух разных источников. Раскрывая содержание второго, Файоль часто прибегал к биологическим аналогиям, рассматривая организацию в качестве организма, который не может иметь две головы.

Особо следует подчеркнуть, что Файоль большое внимание уделял социальному аспекту управления и из 14 принципов почти половина носит социальный характер. Он требовал от руководителей тактичного отношения к подчиненным и считал, что начальство должно иногда приносить в жертву свое самолюбие, чтобы обеспечит эффективность управления.

К заслугам Файоля можно отнести и то, что одним из условий эффективного менеджмента он считал решающую роль администратора и ставил вопрос об организованной профессиональной подготовке кадров.

Административную деятельность в области предпринимательства Файоль разделил на шесть групп:

1. Технические операции (производство, обработка);

2. Коммерческие операции (закупка, сбыт, товарообмен);

3. Финансовые операции (поиск капитала и контроль);

4. Операции по обеспечению безопасности (охрана товаров и защита людей);

5. Бухгалтерские операции (учет запасов, балансовые отчеты, статистические данные);

6. Административные операции (планирование, организация работ, координация и контроль).

Из данных групп операций самой важной Файоль считал администрирование, которое он относил к области управления персоналом, потому что она имеет решающее значение для успеха или неудачи работы организации. Он был уверен в том, что для воспитания эффективных менеджеров недостаточно одних лишь технических знаний и по мере того, как руководитель поднимается вверх по ступенькам служебной лестницы, все большее значение приобретают административные способности.