logo
СУ 1 - СУ как теория

3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления

Управленческая деятельность складывается из социальных взаимодействий, среди которых можно выделить взаимодействия:

  1. в управляющей подсистеме (субъекте управления)

  2. между управляющей и управляемой подсистемами.

На их основе возникают социальные отношения, порождаемые разными группами взаимодействий. Они различаются между собой, но при этом являются однотипными. Это особая разновидность социальных отношений – управленческие отношения.

Внутри субъекта управления, т.е. совокупности людей, например, аппарата управления, возникают особые взаимодействия и отношения. В их числе:

- отношения служебной субординации, заключающиеся в официально установленном подчинении одних должностных лиц другим; в рамках этих отношений определяется, кто и кому может давать обязательные для выполнения указания и распоряжения;

- отношения координации возникают, с одной стороны, между управленческими работниками, не находящимися в подчинении друг у друга, в большинстве своем имеющие один должностной статус (администрации районов); их действия должны согласовываться между собой, чтобы система управления функционировала нормально; с другой стороны, такие отношения имеют место между работниками этой категории и руководством системы (областная администрация), которое должно обеспечивать слаженность в работе подчиненных, т.е. координацию их усилий;

- отношения дисциплины, заключающиеся в установлении и поддержании в управляющей системе порядка, обеспечивающего точное выполнение всеми должностными лицами их функциональных обязанностей и заданий;

- отношения взаимной зависимости и ответственности – в служебном плане деятельность работников должна строиться так, чтобы они чувствовали ответственность перед коллегами за решение общих задач и достижение общих результатов; лучше всего такие отношения формируются, когда материальное положение работников управленческого аппарата зависит от общих результатов;

- неформальные, т.е. не связанные со служебной деятельностью. Формируя социально-психологический климат в системе, они влияют на более или менее успешное выполнение управленческих функций. Чем выше степень сплоченности управленческого персонала на основе гармонизации личностных, групповых или общественных интересов и целей деятельности, тем эффективнее его управленческая деятельность. Такая сплоченность находит свое проявление в команде. Это совокупность единомышленников, имеющих общие социально значимые цели и интересы, объединенных вокруг лидера-руководителя.

Очень сложной и крайне важной для раскрытия сущности управленческой деятельности является система социальных взаимодействий и порождаемых ими отношений между субъектом и объектом управления, в числе которых можно вычленить следующие:

- отношения власти или зависимости; власть – возможность и способность социального субъекта навязывать свою волю другим, которые оказываются у них в той или иной зависимости, возможность влиять на их поведение. Власть и зависимость бывают разными по характеру. Власть может выражаться в принуждении, насилии. В управленческой деятельности власть чаще всего проявляется как социальное доминирование, а подчинение ее предписаниям – как мягкая форма зависимости, сочетающаяся со свободой людей, объектов такого управления. Такая власть может быть властью морального или идеологического авторитета – воздействия общественно-политических и духовных лидеров, СМИ и др.

- субординации между субъектом и объектом управления, например, между высшими органами исполнительной государственной власти и органами управления подчиненных им организаций. Суть этих отношений такова же, как отношений власти или зависимости.

- отношения функциональной зависимости и координации возникают, когда выполнение функций одними людьми зависит от деятельности других, а это требует согласования действий, как рядовых исполнителей, так и занятых в управленческих структурах нижестоящих уровней.

- отношения, которые выражают характер реакции исполнителей на управленческие воздействия. Такой реакцией может быть готовность к решению поставленных задач; неготовность и нежелание; активное противодействие. Характер этой реакции определяет взаимодействия и отношения между управляющими и управляемыми, побуждая первых действовать необходимым образом.

- информационно-коммуникационные отношения – их суть заключается в том, что управляющие и управляемые оказываются связанными между собой идущими навстречу друг другу информационными потоками. Снизу, т.е. от объекта, поступает информация о настроениях управляемых людей, их восприятии сложившейся социальной ситуации, оценке действий субъекта управления и т.д. Речь идет не о получении информации, необходимой для осуществления управленческих действий, но о гораздо более широком круге сведений, образующих коммуникативную связь между субъектом и объектом управления. Другая сторона этой связи образуется на основе информации, идущей сверху вниз, от субъекта управления. Речь идет об информации, содержащей указания исполнителям о том, что им надлежит делать. Целенаправленное формирование обоих потоков информации представляет собой организацию связей с общественностью. В данном случае имеется в виду так называемая внутренняя ПР-деятельность как форма организации связей с общественностью данной системы. Именно она в обоих проявлениях – снизу вверх и сверху вниз – формирует информационно-коммуникативные отношения между субъектом и объектом управления.

- отношения взаимодействия – управляющие сами по многом зависят от объекта управления, от способности и желания управляемых людей осуществлять предписываемую им деятельность, решать поставленные задачи и т.д. Эта сторона взаимодействия выражается в наличии «обратной» связи объекта с субъектом управления, который в своей деятельности призван учитывать социально-психологическое состояние и желания управляемых.

- отношения соучастия управляющих и управляемых – мировая практика свидетельствует, что управление оказывается более эффективным, если управляемым не только отводится роль исполнителей идущих сверху решений, но их вовлекают в процесс управления в качестве активных действующих лиц. При реализации этого требования, т.е. при возникновении такого рода взаимодействия между субъектом и объектом управления появляются отношения соучастия.

Задача социологии управления состоит в изучении состояния перечисленных управленческих отношений и выработке рекомендаций по их совершенствованию.