3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
Управленческая деятельность складывается из социальных взаимодействий, среди которых можно выделить взаимодействия:
в управляющей подсистеме (субъекте управления)
между управляющей и управляемой подсистемами.
На их основе возникают социальные отношения, порождаемые разными группами взаимодействий. Они различаются между собой, но при этом являются однотипными. Это особая разновидность социальных отношений – управленческие отношения.
Внутри субъекта управления, т.е. совокупности людей, например, аппарата управления, возникают особые взаимодействия и отношения. В их числе:
- отношения служебной субординации, заключающиеся в официально установленном подчинении одних должностных лиц другим; в рамках этих отношений определяется, кто и кому может давать обязательные для выполнения указания и распоряжения;
- отношения координации возникают, с одной стороны, между управленческими работниками, не находящимися в подчинении друг у друга, в большинстве своем имеющие один должностной статус (администрации районов); их действия должны согласовываться между собой, чтобы система управления функционировала нормально; с другой стороны, такие отношения имеют место между работниками этой категории и руководством системы (областная администрация), которое должно обеспечивать слаженность в работе подчиненных, т.е. координацию их усилий;
- отношения дисциплины, заключающиеся в установлении и поддержании в управляющей системе порядка, обеспечивающего точное выполнение всеми должностными лицами их функциональных обязанностей и заданий;
- отношения взаимной зависимости и ответственности – в служебном плане деятельность работников должна строиться так, чтобы они чувствовали ответственность перед коллегами за решение общих задач и достижение общих результатов; лучше всего такие отношения формируются, когда материальное положение работников управленческого аппарата зависит от общих результатов;
- неформальные, т.е. не связанные со служебной деятельностью. Формируя социально-психологический климат в системе, они влияют на более или менее успешное выполнение управленческих функций. Чем выше степень сплоченности управленческого персонала на основе гармонизации личностных, групповых или общественных интересов и целей деятельности, тем эффективнее его управленческая деятельность. Такая сплоченность находит свое проявление в команде. Это совокупность единомышленников, имеющих общие социально значимые цели и интересы, объединенных вокруг лидера-руководителя.
Очень сложной и крайне важной для раскрытия сущности управленческой деятельности является система социальных взаимодействий и порождаемых ими отношений между субъектом и объектом управления, в числе которых можно вычленить следующие:
- отношения власти или зависимости; власть – возможность и способность социального субъекта навязывать свою волю другим, которые оказываются у них в той или иной зависимости, возможность влиять на их поведение. Власть и зависимость бывают разными по характеру. Власть может выражаться в принуждении, насилии. В управленческой деятельности власть чаще всего проявляется как социальное доминирование, а подчинение ее предписаниям – как мягкая форма зависимости, сочетающаяся со свободой людей, объектов такого управления. Такая власть может быть властью морального или идеологического авторитета – воздействия общественно-политических и духовных лидеров, СМИ и др.
- субординации между субъектом и объектом управления, например, между высшими органами исполнительной государственной власти и органами управления подчиненных им организаций. Суть этих отношений такова же, как отношений власти или зависимости.
- отношения функциональной зависимости и координации возникают, когда выполнение функций одними людьми зависит от деятельности других, а это требует согласования действий, как рядовых исполнителей, так и занятых в управленческих структурах нижестоящих уровней.
- отношения, которые выражают характер реакции исполнителей на управленческие воздействия. Такой реакцией может быть готовность к решению поставленных задач; неготовность и нежелание; активное противодействие. Характер этой реакции определяет взаимодействия и отношения между управляющими и управляемыми, побуждая первых действовать необходимым образом.
- информационно-коммуникационные отношения – их суть заключается в том, что управляющие и управляемые оказываются связанными между собой идущими навстречу друг другу информационными потоками. Снизу, т.е. от объекта, поступает информация о настроениях управляемых людей, их восприятии сложившейся социальной ситуации, оценке действий субъекта управления и т.д. Речь идет не о получении информации, необходимой для осуществления управленческих действий, но о гораздо более широком круге сведений, образующих коммуникативную связь между субъектом и объектом управления. Другая сторона этой связи образуется на основе информации, идущей сверху вниз, от субъекта управления. Речь идет об информации, содержащей указания исполнителям о том, что им надлежит делать. Целенаправленное формирование обоих потоков информации представляет собой организацию связей с общественностью. В данном случае имеется в виду так называемая внутренняя ПР-деятельность как форма организации связей с общественностью данной системы. Именно она в обоих проявлениях – снизу вверх и сверху вниз – формирует информационно-коммуникативные отношения между субъектом и объектом управления.
- отношения взаимодействия – управляющие сами по многом зависят от объекта управления, от способности и желания управляемых людей осуществлять предписываемую им деятельность, решать поставленные задачи и т.д. Эта сторона взаимодействия выражается в наличии «обратной» связи объекта с субъектом управления, который в своей деятельности призван учитывать социально-психологическое состояние и желания управляемых.
- отношения соучастия управляющих и управляемых – мировая практика свидетельствует, что управление оказывается более эффективным, если управляемым не только отводится роль исполнителей идущих сверху решений, но их вовлекают в процесс управления в качестве активных действующих лиц. При реализации этого требования, т.е. при возникновении такого рода взаимодействия между субъектом и объектом управления появляются отношения соучастия.
Задача социологии управления состоит в изучении состояния перечисленных управленческих отношений и выработке рекомендаций по их совершенствованию.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании