1. Понятие и структура социальной деятельности
Изучение деятельности относится к числу фундаментальных проблем науки. Категория деятельности давно привлекает к себе внимание представителей естествознания, а также философов и социологов. Особенно активно она стала изучаться в 70-80-х гг. ХХ в. Успехи ее исследования в психологии, кибернетике, экономической теории, биологии и др. послужили основой для возникновения «деятельностного» бума в некоторых науках, в том числе и в социологии.
По вопросу о характере и сфере распространения деятельности выделяются две основные точки зрения:
1) деятельность считается сугубо человеческим атрибутом.
2) деятельность признается свойством двух уровней эволюции материи – социального и биологического – и не отождествляется с взаимодействием, а рассматривается как атрибут каждой из взаимодействующих сторон; подчеркивается, что деятельность – это не любая, а лишь «направленная активность» живых существ.
Следует отметить, что категория «деятельность» все еще не имеет социологического статуса, а ее изучение не предусматривается учебными программами по социологии. Поэтому основными задачами наука считает изучение внутреннего механизма взаимодействия и развития деятельности, выявление наиболее общих состояний взаимодействующих предметов и осуществляющихся в них направленных изменений, а также анализ сущности и особенностей носителей этих направленных изменений.
Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта.
Основными структурными компонентами деятельности являются цель, мотивация, информационная основа, план, программа, принятие решения, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, регуляции, коррекции и др.
Деятельность всегда осуществляется определенными носителями, в зависимости от которых может быть индивидуальной, коллективной, трудовой, интеллектуальной и др.
Социальная деятельность – это совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет социальная общность (определенная группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой. Социальную деятельность образуют те изменения, которые имеют направленный (управляемый) характер и связаны с сохранением общности, обеспечением наиболее благоприятными условиями для ее существования.
Специфика социальной деятельности:
1) социальная деятельность является атрибутом не отдельных индивидов, а целостных человеческих общностей (отсюда и происходит ее название). Лишь та деятельность может называться социальной, которая осуществляется совместно какой-либо общностью людей. Любая социальная деятельность имеет групповой, коллективный характер. Поэтому отдельный человек как социальное существо несет на себе печать определенной общности и может рассматриваться таковым только в ее составе. Лишь непосредственное участие в деятельности общности делает человека социальным.
2) социальная деятельность как атрибут какой-либо общности (целостной группы) людей всегда сосредоточена на выполнении общих функций, возникающих в процессе развития этой общности (группы). У каждого человека есть множество потребностей, к удовлетворению которых он стремится, но он выступает как социальное существо лишь тогда, когда участвует в реализации этих общих функций. Именно общие функции делают ту или иную группу людей общностью, а ее деятельность – социальной.
3) социальная деятельность, поскольку она осуществляется людьми, включает в свой состав сознание, идеальное. В истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.
4) социальная деятельность осуществляется искусственно созданными средствами. Отличительным свойством таких средств является их искусственное производство. Человек производит их специально для тех или иных нужд общественной деятельности.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании