logo
СУ 1 - СУ как теория

2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет

Для конкретизации и определения любой науки целесообразно рассмотреть его объект и предмет. Напомним, что объект исследования – это определенная часть окружающего нас природного или социального мира. Если объект исследования находится вне сознания исследователя, то предмет – находится всегда в голове того человека, который исследует какой-либо объект окружающей действительности. Предмет исследования возникает только тогда, когда исследователь пытается выделить из объекта исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности.

Существует множество определений объекта социологии управления. Каждый ученый предлагает свое и по-своему прав, так как социология управления еще молодая наука. В нашей стране она известна с 1990-х гг.

Объект социологии управления: Бабосов: управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимодействия, соперничества.

Харченко: управленческие отношения.

Зборовский: социальное управление, т.е. управление в обществе как взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются программы эффективного функционирования различных социальных общностей. А для этого необходима информация: о том, как управляемые субъекты «приняли» цели и способы реализации программ, направленных на улучшение условий их жизнедеятельности, как они реагируют на процесс их осуществления, готовы принять участие в осуществлении тех или иных управленческих решений и т.д.

В объект СУ включают также систему управленческих институтов и организаций общества, органов управления, которые при помощи механизмов и действий (команд, технологий) осуществляют целенаправленное управленческое воздействие на управляемую систему.

Предмет социологии управления тоже определяется непросто. Дело в том, что социология управления изучает сферу управленческих отношений. Однако управленческие отношения включают не только социальные, но и финансовые, юридические и другие типы отношений. Вот почему приходится сужать предмет этой дисциплины, ограничивая его социальным аспектом управленческих отношений, существующих в любом обществе и в любую историческую эпоху.

Итак, социология управления изучает большие социальные группы, организации и управленческие институты, органы управления, которые при помощи механизмов и действий осуществляют целенаправленное управленческое воздействие на управляемую систему (объект). Раз есть воздействие – есть процессы организации управленческих отношений, есть участие различных социальных групп в управлении. Есть и деятельность субъектов управления по разработке решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и организацию управляемых субъектов для осуществления принятых решений. Субъекты управления должны конструировать стратегию и тактику управленческой деятельности, определяя социальные механизмы взаимодействия между элементами структуры управляющей и управляемой подсистем. А чтобы эффективно воздействовать – надо знать закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на управленческие процессы и управляемые подсистемы. Все это – предмет СУ.

Определив объект и предмет социологии управления СУ, можно дать ей определение. Социология управления – это специальная социологическая теория, изучающая социологические аспекты управленческой деятельности, механизмы социального управления различных социальных общностей, опирающаяся на социально значимые цели, морально-правовые нормы и прикладные социологические исследования.

Социология управления имеет свою специфику:

1. Размытость, нечеткость, масштабность, неоднородность объектно-предметной сферы. Как результат, более или менее однозначно отграничить ее от объектно-предметных сфер других наук и других отраслей социологии чрезвычайно трудно.

2. Тесная взаимосвязь социологии управления с управленческой практикой. Благодаря этому знания социологии управления имеют высокий потребительский спрос, быстро попадают в практическую сферу, где происходит их практическое и технологическое освоение. По этой причине первичная теоретическая рефлексия, как самих знаний, так и опыта их практического использования, быстрее и конструктивнее происходят в рамках теории социального управления.

3. Междисциплинарный характер проблем, для преодоления которых привлекается социология управления. Проблемы, с которыми сталкиваются управленцы, настолько многоплановы, что разрешить их средствами одной науки не представляется возможным. Поэтому социология управления практически никогда не используется как самодостаточное средство, а только в сочетании с другими науками (психологией, политологией, культурологией и др.). Очевидно, что полноценное освоение получаемого знания может быть достигнуто только на основе междисциплинарного подхода.

Все это привело к тому, что социологические концепции, принципы и результаты исследований управленческой деятельности достаточно полно оказались представлены в рамках теории социального управления.