2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
Для конкретизации и определения любой науки целесообразно рассмотреть его объект и предмет. Напомним, что объект исследования – это определенная часть окружающего нас природного или социального мира. Если объект исследования находится вне сознания исследователя, то предмет – находится всегда в голове того человека, который исследует какой-либо объект окружающей действительности. Предмет исследования возникает только тогда, когда исследователь пытается выделить из объекта исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности.
Существует множество определений объекта социологии управления. Каждый ученый предлагает свое и по-своему прав, так как социология управления еще молодая наука. В нашей стране она известна с 1990-х гг.
Объект социологии управления: Бабосов: управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимодействия, соперничества.
Харченко: управленческие отношения.
Зборовский: социальное управление, т.е. управление в обществе как взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются программы эффективного функционирования различных социальных общностей. А для этого необходима информация: о том, как управляемые субъекты «приняли» цели и способы реализации программ, направленных на улучшение условий их жизнедеятельности, как они реагируют на процесс их осуществления, готовы принять участие в осуществлении тех или иных управленческих решений и т.д.
В объект СУ включают также систему управленческих институтов и организаций общества, органов управления, которые при помощи механизмов и действий (команд, технологий) осуществляют целенаправленное управленческое воздействие на управляемую систему.
Предмет социологии управления тоже определяется непросто. Дело в том, что социология управления изучает сферу управленческих отношений. Однако управленческие отношения включают не только социальные, но и финансовые, юридические и другие типы отношений. Вот почему приходится сужать предмет этой дисциплины, ограничивая его социальным аспектом управленческих отношений, существующих в любом обществе и в любую историческую эпоху.
Итак, социология управления изучает большие социальные группы, организации и управленческие институты, органы управления, которые при помощи механизмов и действий осуществляют целенаправленное управленческое воздействие на управляемую систему (объект). Раз есть воздействие – есть процессы организации управленческих отношений, есть участие различных социальных групп в управлении. Есть и деятельность субъектов управления по разработке решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и организацию управляемых субъектов для осуществления принятых решений. Субъекты управления должны конструировать стратегию и тактику управленческой деятельности, определяя социальные механизмы взаимодействия между элементами структуры управляющей и управляемой подсистем. А чтобы эффективно воздействовать – надо знать закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на управленческие процессы и управляемые подсистемы. Все это – предмет СУ.
Определив объект и предмет социологии управления СУ, можно дать ей определение. Социология управления – это специальная социологическая теория, изучающая социологические аспекты управленческой деятельности, механизмы социального управления различных социальных общностей, опирающаяся на социально значимые цели, морально-правовые нормы и прикладные социологические исследования.
Социология управления имеет свою специфику:
1. Размытость, нечеткость, масштабность, неоднородность объектно-предметной сферы. Как результат, более или менее однозначно отграничить ее от объектно-предметных сфер других наук и других отраслей социологии чрезвычайно трудно.
2. Тесная взаимосвязь социологии управления с управленческой практикой. Благодаря этому знания социологии управления имеют высокий потребительский спрос, быстро попадают в практическую сферу, где происходит их практическое и технологическое освоение. По этой причине первичная теоретическая рефлексия, как самих знаний, так и опыта их практического использования, быстрее и конструктивнее происходят в рамках теории социального управления.
3. Междисциплинарный характер проблем, для преодоления которых привлекается социология управления. Проблемы, с которыми сталкиваются управленцы, настолько многоплановы, что разрешить их средствами одной науки не представляется возможным. Поэтому социология управления практически никогда не используется как самодостаточное средство, а только в сочетании с другими науками (психологией, политологией, культурологией и др.). Очевидно, что полноценное освоение получаемого знания может быть достигнуто только на основе междисциплинарного подхода.
Все это привело к тому, что социологические концепции, принципы и результаты исследований управленческой деятельности достаточно полно оказались представлены в рамках теории социального управления.
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании