logo
СУ 1 - СУ как теория

3. Содержание социальной ответственности в практике ксо

Значение ответственности как социально-философской категории определилось сравнительно поздно. Это объясняется тем, что мера ответственности соотносится с мерой власти и знания, которые в доиндустриальную эпоху были ограничены. В результате вопрос о последствиях поступков разрешался по мере наступления этих последствий.

С позиций классической философии ответственность исследовалась в основном опосредованно – через этические категории морали, долга, добра и зла, свободы и необходимости. В частности, Аристотель считал, что должное воздается как доброжелательному, так и недоброжелательному. В XVIII в. категории «ответственный», «ответственность» использовал Кант, который определял их значение как следование абсолютному нравственному закону.

В XIX-XX вв. ответственность стали рассматривать непосредственно – как проблему вменения. Особую роль в этом вопросе сыграл М. Вебер, который показал историческую трансформацию ответственности человека перед Богом в светскую форму ответственности за свои собственные решения, оправданные лишь индивидуальной совестью.

Особое звучание ответственность приобретает в середине XX в., когда приходит осознание, что результат хозяйственной деятельности – это не только материальные блага, потребляемые индивидами, но и сущностные черты социально-экономического устройства общества, «потребляемые» обществом. На осознание приоритетности интересов общества большое влияние оказали работы Т. Парсонса по проблеме устойчивости социальных систем.

Мы не будем углубляться в анализ содержания ответственности как категории социальной философии, а только отметим, что по отношению к субъекту данный термин допускает три толкования. 1) ответственность – это характеристика личности, если личность обладает такими чертами характера как надежность и честность; 2) в казуальном значении ответственность используется для обозначения того, кто виновен или что виновно в чем-то произошедшем; 3) в деонтологическом значении ответственность используется для обозначения обязанности, долга, а также готовности субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. В этом случае ответственность субъекта определяется его моралью.

Об ответственности социального целого заговорили позже, в XX в., когда пришло понимание, что ответственным может быть не только индивид, но и организация, социальная группа, класс, общность. Возникла новая категория социальной ответственности, где ответственность реализуется через формы социального контроля и понимание субъектами ответственности своей общественной роли.

В 1970-е гг. эксперты по проблематике этики бизнеса инициировали дискуссию о моральном статусе корпорации как социальной общности индивидов. Они пытались ответить на вопрос о том, несет ли корпорация, по аналогии с индивидом, моральную ответственность за свои действия или же следует разделять моральную ответственность корпорации за результаты своей деятельности и моральную ответственность индивидов – членов этой социальной общности? Дискуссия привела к формированию концепции корпорации как морального агента, в рамках которой моральная ответственность корпорации отделена от моральной ответственности индивидов, ее управляющих, т.е. менеджеров. Именно с этих позиций – в деонтологическом значении – известный исследователь в области социальной ответственности М. Веласкес рассматривает ответственность корпорации – как моральную обязанность служить обществу, отвечая его ожиданиям.

Эксперты отмечают, что в настоящее время появляется корпорация нового типа. Она считает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Принципы ее деловой активности: 1) социальная ответственность основывается на большой власти, которой обладает бизнес; 2) бизнес должен действовать как открытая система, которая получает от общества необходимую информацию и предоставляет ему объективные сведения о себе; 3) в пределах своей компетенции бизнес должен помогать обществу решать социальные проблемы.

Определение КСО предполагает наличие ее субъектов. В этом отношении сформировались три подхода. Представители морализаторского подхода апеллируют к крупному бизнесу, располагающему ресурсами и возможностями для ведения широкой благотворительной деятельности. Второй – формально-юридический подход предполагает равную социальную ответственность всех субъектов хозяйствования. Третий подход исходит из духовно-нравственного понимания КСО, так как каждый человек несет ответственность за свои поступки перед своей совестью, людьми и Богом.

Существует множество определений КСО. Термин «корпоративная социальная ответственность» (калька с английского corporate social responsibility) стал настолько популярным, что поиск его только англоязычной версии в Интернете дает более миллиона веб-страниц.

В самом широком контексте корпоративная социальная ответственность трактуется как влияние бизнеса на общество. По сути дела, термином КСО обозначается конвенционально сложившаяся область деятельности компаний, которая охватывает большой круг проблем в деле развития позитивных отношений бизнеса и общества. Данный круг проблем определяет трактовка известной некоммерческой организации США «Бизнес за социальную ответственность» (Business for Social Responsibility): КСО – это достижение коммерческого успеха с учетом этических ценностей и уважительного отношения к людям, сообществам и окружающей среде.

Белорусский Центр системных бизнес-технологий «САТИО» уточняет понятие КСО через «добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума».

Российские эксперты определяют КСО как философию поведения и концепцию выстраивания компаниями и предприятиями своей деятельности по сле­дую­щим направлениям:

1) производство качественной продукции и услуг для потребителей;

2) создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала;

3) соблюдение требований законодательства: налогового, эколо­ги­ческо­го, трудового и др.;

4) эффективное ведение бизнеса, ориентированного на создание до­бав­ленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;

5) учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

6) вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

Хотя определение российских экспертов трудно назвать лаконичным, оно оптимально, т.к. охватывает все сферы деятельности компании: принципы предпринимательской деятельности, этические и юридические нормы ведения бизнеса и социальную составляющую, представленную через инвестиции в развитие че­ло­ве­ческого потенциала и вклад в формирование гражданского общества. Таким образом, в широком контексте КСО тесно связана с деловой этикой, защитой прав человека, социальной политикой и охраной труда, защитой окружающей среды и инвестированием в развитие местных сообществ.

Лекция 2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности

1. КСО как идея служения обществу: основные подходы

2. Эволюция концепций КСО

2.1. нормативные концепции

2.2. позитивные концепции

2.3. инструментальные концепции