3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
Значение ответственности как социально-философской категории определилось сравнительно поздно. Это объясняется тем, что мера ответственности соотносится с мерой власти и знания, которые в доиндустриальную эпоху были ограничены. В результате вопрос о последствиях поступков разрешался по мере наступления этих последствий.
С позиций классической философии ответственность исследовалась в основном опосредованно – через этические категории морали, долга, добра и зла, свободы и необходимости. В частности, Аристотель считал, что должное воздается как доброжелательному, так и недоброжелательному. В XVIII в. категории «ответственный», «ответственность» использовал Кант, который определял их значение как следование абсолютному нравственному закону.
В XIX-XX вв. ответственность стали рассматривать непосредственно – как проблему вменения. Особую роль в этом вопросе сыграл М. Вебер, который показал историческую трансформацию ответственности человека перед Богом в светскую форму ответственности за свои собственные решения, оправданные лишь индивидуальной совестью.
Особое звучание ответственность приобретает в середине XX в., когда приходит осознание, что результат хозяйственной деятельности – это не только материальные блага, потребляемые индивидами, но и сущностные черты социально-экономического устройства общества, «потребляемые» обществом. На осознание приоритетности интересов общества большое влияние оказали работы Т. Парсонса по проблеме устойчивости социальных систем.
Мы не будем углубляться в анализ содержания ответственности как категории социальной философии, а только отметим, что по отношению к субъекту данный термин допускает три толкования. 1) ответственность – это характеристика личности, если личность обладает такими чертами характера как надежность и честность; 2) в казуальном значении ответственность используется для обозначения того, кто виновен или что виновно в чем-то произошедшем; 3) в деонтологическом значении ответственность используется для обозначения обязанности, долга, а также готовности субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. В этом случае ответственность субъекта определяется его моралью.
Об ответственности социального целого заговорили позже, в XX в., когда пришло понимание, что ответственным может быть не только индивид, но и организация, социальная группа, класс, общность. Возникла новая категория социальной ответственности, где ответственность реализуется через формы социального контроля и понимание субъектами ответственности своей общественной роли.
В 1970-е гг. эксперты по проблематике этики бизнеса инициировали дискуссию о моральном статусе корпорации как социальной общности индивидов. Они пытались ответить на вопрос о том, несет ли корпорация, по аналогии с индивидом, моральную ответственность за свои действия или же следует разделять моральную ответственность корпорации за результаты своей деятельности и моральную ответственность индивидов – членов этой социальной общности? Дискуссия привела к формированию концепции корпорации как морального агента, в рамках которой моральная ответственность корпорации отделена от моральной ответственности индивидов, ее управляющих, т.е. менеджеров. Именно с этих позиций – в деонтологическом значении – известный исследователь в области социальной ответственности М. Веласкес рассматривает ответственность корпорации – как моральную обязанность служить обществу, отвечая его ожиданиям.
Эксперты отмечают, что в настоящее время появляется корпорация нового типа. Она считает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Принципы ее деловой активности: 1) социальная ответственность основывается на большой власти, которой обладает бизнес; 2) бизнес должен действовать как открытая система, которая получает от общества необходимую информацию и предоставляет ему объективные сведения о себе; 3) в пределах своей компетенции бизнес должен помогать обществу решать социальные проблемы.
Определение КСО предполагает наличие ее субъектов. В этом отношении сформировались три подхода. Представители морализаторского подхода апеллируют к крупному бизнесу, располагающему ресурсами и возможностями для ведения широкой благотворительной деятельности. Второй – формально-юридический подход предполагает равную социальную ответственность всех субъектов хозяйствования. Третий подход исходит из духовно-нравственного понимания КСО, так как каждый человек несет ответственность за свои поступки перед своей совестью, людьми и Богом.
Существует множество определений КСО. Термин «корпоративная социальная ответственность» (калька с английского corporate social responsibility) стал настолько популярным, что поиск его только англоязычной версии в Интернете дает более миллиона веб-страниц.
В самом широком контексте корпоративная социальная ответственность трактуется как влияние бизнеса на общество. По сути дела, термином КСО обозначается конвенционально сложившаяся область деятельности компаний, которая охватывает большой круг проблем в деле развития позитивных отношений бизнеса и общества. Данный круг проблем определяет трактовка известной некоммерческой организации США «Бизнес за социальную ответственность» (Business for Social Responsibility): КСО – это достижение коммерческого успеха с учетом этических ценностей и уважительного отношения к людям, сообществам и окружающей среде.
Белорусский Центр системных бизнес-технологий «САТИО» уточняет понятие КСО через «добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума».
Российские эксперты определяют КСО как философию поведения и концепцию выстраивания компаниями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям:
1) производство качественной продукции и услуг для потребителей;
2) создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала;
3) соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и др.;
4) эффективное ведение бизнеса, ориентированного на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;
5) учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;
6) вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.
Хотя определение российских экспертов трудно назвать лаконичным, оно оптимально, т.к. охватывает все сферы деятельности компании: принципы предпринимательской деятельности, этические и юридические нормы ведения бизнеса и социальную составляющую, представленную через инвестиции в развитие человеческого потенциала и вклад в формирование гражданского общества. Таким образом, в широком контексте КСО тесно связана с деловой этикой, защитой прав человека, социальной политикой и охраной труда, защитой окружающей среды и инвестированием в развитие местных сообществ.
Лекция 2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
1. КСО как идея служения обществу: основные подходы
2. Эволюция концепций КСО
2.1. нормативные концепции
2.2. позитивные концепции
2.3. инструментальные концепции
- Лекция 1. Социология управления как специальная социологическая теория и учебная дисциплина
- 1. Место социологии управления в структуре социологического знания
- 2. Специфика социологии управления, ее объект и предмет
- 3. Взаимосвязь социологии управления с другими науками
- 4. Задачи и функции социологии управления
- Методологический арсенал социологии управления
- Тема 2. Эволюция управленческой мысли
- 1. Досоциологический этап развития управления
- 2. Возникновение научных основ управления
- Тема 3. Эволюция зарубежных школ и концепций управления конца XIX – начала хх вв.
- 1. Научный менеджмент ф. Тейлора
- 2. Вклад ф. Гилберта и г. Эмерсона в развитие социологии управления
- 3. Теория администрирования а. Файоля
- 4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера
- 5. Школа человеческих отношений
- Тема 4. Основные концепции управления в современной западной социологии
- 1. Вклад т. Парсонса в развитие социологии управления
- 2. Вклад р. Мертона в развитие социологии управления
- 3. Вклад р. Саймона и Дж. Марча в развитие социологии управления
- 4. Системный подход в управленческой мысли
- 5. Ситуационный подход в управлении
- Тема 5. Развитие управленческой мысли в России в XVII – начале XX вв.
- 1. Предпосылки развития управленческой мысли в России в XVII-XVIII вв.
- 2. Проблемы социального переустройства в концепциях народничества
- 3. Развитие управленческой мысли в России конца XIX в.
- 4. Развитие управленческой мысли в России начала XX в.
- Тема 6. История развития управленческой мысли в ссср
- Тема 7. Актуальные проблемы современной управленческой науки
- Тема 8. Сущность и содержание социального управления
- 1. Сущность социального управления
- 2. Объект и субъект социального управления
- 3. Цели и принципы социального управления
- Тема 9. Структура социального управления, его основные уровни и виды
- 1. Структура социального управления
- 2. Основные уровни социального управления
- 3. Функции социального управления
- 4. Виды социального управления
- Тема 10. Социальное управление как вид интеллектуальной деятельности
- 1. Понятие и структура социальной деятельности
- 2. Особенности деятельностного подхода к пониманию социального управления
- 3. Структурно-логические взаимосвязи в системе отношений субъекта и объекта управления
- Тема 11. Управление как эвристический процесс
- 1. Понятие творческого труда в социологии
- 2. Особенности управленческой деятельности как эвристического (творческого) процесса
- Тема 12. Методы социального управления
- 1. Основные методы социального управления
- 2. Научные методы социального управления
- Тема 13. Социальная направленность управленческих решений
- Cоциальная сущность управленческих решений
- 2. Оптимизация управленческого решения
- 3. Виды управленческих решений
- Тема 14. Технологии и модели принятия управленческих решений
- Тема 15. Социальные организации
- 1. Понятие социальной организации в социологии
- 2. Структура социальных организаций
- 3. Виды социальных организаций
- 4. Социальные отношения в организациях
- 1. Понятие соб/ксо как социального феномена
- 2. Причины актуализации проблематики ксо в современном обществе
- 3. Содержание социальной ответственности в практике ксо
- 2.1. Ксо как идея служения обществу: основные подходы
- 2.2. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности
- 1. Глобальный договор оон как платформа для диалога бизнеса, государства и общества
- 2. Опыт реализации Глобального договора в постсоветских обществах
- 1. Характер, объекты и уровни ксо
- 2. Основные формы ксо
- 2. Делегирование сотрудников компании
- 3. Денежные гранты
- 6. Социальные инвестиции
- 3 Основные направления и мотивы ксд
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- 1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний
- 2. Основные модели ксо
- 3. Специфика практики ксо в условиях глобального кризиса
- 1. Ксо как составная часть корпоративного управления
- 2. Этапы внедрения ксо в корпоративное управление
- 3. Инструментарий реализации ксо
- Тема 22. Стейкхолдер-менеджмент
- 1. Понятие стейкхолдеров и их интересов
- 2. Методы управление стейкхолдерами
- 3. Конфликты интересов стейкхолдеров
- 1. Содержание этики бизнеса
- 2. Управление этикой и социальной ответственностью компании