logo search
СУ 1 - СУ как теория

4. Вклад в развитие социологии управления м. Вебера

Немецкий социолог М. Вебер внес большой вклад в развитие ряда наук. Нас интересуют социология управления и отчасти социология власти, потому что управление и власть связана между собой. В социологии управления это концепция социального действия, на основе которой сформировалось понимание сути управления людьми как вида социальной деятельности и «теория бюрократии», в социологии власти – учение о содержании и типах господства. Под господством Вебер понимал взаимное ожидание тех, кто приказывает и управляет, того, что их приказы будут выполняться, а им будут повиноваться, а тех, кто повинуется, того, что управление будет иметь характер, соответствующий их ожиданиям. Отсюда все рассуждения Вебера о господстве и управлении – это рассуждения о легитимном господстве, т.е. таком, которое признается управляемыми индивидами.

В основе типологии легитимного господства лежит мотивация повиновения. Типология включает 3 типа господства:

1) легальный, основанный на подчинении законам, власти, причем подчинении в равной мере всех – и управляемых, и управляющих,

2) патриархальный, основанный на вере не только в законность, но и священность издавна существующих порядков и властей,

3) харизматический, основанный на святости, личном мужестве или хороших манерах. В основе – аффективная мотивация (харизма с греческого «божий дар», означает особую способность, дарованную судьбой, Богом и выделяющую индивида среди остальных, что позволяет ее носителям – полководцам, политикам и государственным деятелям – осуществлять управление). При харизматическом типе господства нет установленных (рационально или по традиции) правил, поэтому открывается простор для авторитарной власти.

Другая заслуга Вебера в том, что он создал учение о формальной организации капиталистического общества и бюрократическом управлении как типе господства посредством знания. Это учение представляет собой квинтэссенцию теории социального управления на рубеже 19-20 вв. Его особенность в том, что Вебер основное внимание уделял формальным аспектам социального управления, не затрагивая неформальные отношения. Поэтому бюрократическое управление у Вебера означает власть чиновников во всех сферах: хозяйственной жизни, политике, но главное – в управлении обществом. Суть учения в том, что иерархия, власть и бюрократия составляют основу любых социальных организаций. К такому выводу пришел Вебер, проанализировав различные организации (правительственные, военные, церковные, деловые и др.). Он использовал аналогию военной организации для разработки наиболее рационального подхода в поисках эффективной системы организации. Такой подход Вебер назвал бюрократическим. Он основывается на постулате, согласно которому «бизнес ведется в соответствии с надежными правилами независимо от личности». Именно господством бюрократии, по Веберу, определялся рациональный характер управления при капитализме. Социолог считал бюрократию машиной, не подверженной коррупции, дешевой и не имеющей иных интересов, кроме как осуществлять рационально организованное социальное управление.

Вебер выделил 7 черт бюрократии, необходимых для ее рационального и эффективного функционирования в любых формальных организациях – в структурах государственного управления, на промышленных предприятиях, в лечебных учреждениях, церкви и т.д.:

1) строгое разделение труда и высокая степень специализации управленцев;

2) иерархическая (пирамидальная) структура власти;

3) единообразие действий чиновников, определяемое наличием четких инструкций;

4) беспристрастность во взаимоотношениях руководителей с подчиненными и клиентами организаций;

5) наличие административного аппарата управления;

6) определенность требований к профессиональным и другим качествам сотрудников при их приеме на работу, а также обеспечение их защиты от произвола начальства

7) лояльность персонала (корпоративный дух).

Таким образом, Вебер обосновал, что бюрократия в идеальном виде представляет собой наиболее рациональную систему управления, действующую максимально четко, строго исполняющую управленческие функции в рамках правовых предписаний и использующую профессионалов-управленцев. Но в реальности функционирование бюрократии в той или иной мере отклоняется от идеала. Задачи социологии управления – выявить эту меру отклонения и разработать рекомендации по оптимизации бюрократических начал в управлении.

Заметной вехой в развитии теоретических основ социологии управления стала систематизация типов социального действия. К социальным Вебер относит такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Субъект такого действия осуществляет его осознанно и рассчитывает на определенную реакцию тех лиц, которых это действие касается. Именно в таком понимании социальное действие является единицей анализа социолога, задача которого состоит в адекватной интерпретации и определении типов субъективных побуждений (мотивов, ценностного смысла и т.д.) социальных действий.

Руководствуясь этим методологическим принципом, он выделил четыре основных типа социального действия: аффективный, традиционный, ценностно-рациональный и целерациональный. Основанием для их отличия служит содержание мотивации социальных действий, вызванных 1) эмоциями; 2) основанными на привычке; 3) связанными с ценностными убеждениями; 4) мотивированными стремлением к достижению рационально поставленной цели.

Элементы того или иного типа мотивации в разных ситуациях проявляются неодинаково. Например, аффективная мотивация чаще имеет место в условиях социальных конфликтов и кипящих человеческих страстей, традиционная – в стандартных условиях коллективной деятельности, ценностно-рациональная – когда приходится действовать в соответствии с идеалами служения долгу или принципами справедливости, целерациональная – в экономической деятельности, наиболее часто требующей продуманных действий.

Социологической концепцией Вебера завершается классический этап социологии. Тогда впервые был сформирован социологический подход к управлению, в рамках которого управление (в широком смысле слова) рассматривалось как неотъемлемый компонент общества, тесно связанный со всеми остальными структурами социальной жизни общества. Особенность социологического подхода в том, что до Вебера управление рассматривалось как элемент политической системы. Вебер первым обратил особое внимание на управление как элемент экономической системы и на его необходимость для деловых организаций. Тем самым он подготовил почву для перехода к новому этапу развития социологических идей в области управления, который можно рассматривать как этап институционализации сразу двух отраслей социологической науки – социологии управления и социологии менеджмента. Положения, где шла речь о проблемах власти и управления социальными и политическими процессами в обществе, стали базовыми для социологии управления, те же, где рассматривались проблемы управления производством, предприятиями и организациями, послужили основой для создания социологии менеджмента.