logo search
ОП и УП

12.2.2. Деловые совещания

Деловые совещания - одна из важнейших форм деятельности руководителя, способ привлечения подчиненных к обмену информацией и выработке управленческих решений по актуальным и наиболее сложным проблемам, возникающим на предприятии.

Достижение целей совещания осуществляется посредством соблюдения его обязательных этапов.

Этап 1. Подготовка совещания, которая включает:

Формулирование целей и задач совещания (решение о целесообразности и необходимости, главная тема совещания, условия, которым должен отвечать конечный результат).

Определение ответственных за подготовительную работу (например, создание рабочей группы по подготовке повестки дня, назначение ответственного за ведение протокола, сбор участников и т.п.).

Составление повестки дня, которая должна включать место проведения, дату, время начала, регламент и длительность совещания, перечень вопросов по предыдущим совещаниям и новые пункты для обсуждения, проект плана действий по всем пунктам, состав участников, применение аудиовизуальных и других технических средств и др.

Этап 2. Проведение совещания, при этом необходимо соблюдать следующее:

Научно доказано, что эффективность совещания зависит от его продолжительности. Чем оно дольше, тем больше снижается работоспособность его участников. Существует так называемый «принцип 120-й минуты». Если вы хотите «протащить» важный для вас вопрос или, наоборот, способствовать неуспеху ваших оппонентов, устройте обсуждение темы с большим количеством людей, в небольшом, плохо проветриваемом помещении, во второй половине дня, лучше под вечер, еще лучше в пятницу, растяните более чем на 2 часа, и дело будет в шляпе.

Этап 3. Принятие решения и подведение итогов совещания.

При подведении итогов совещания необходимо проверить точность протокола, сделать обзор результатов совещания с обязательным освещением следующих вопросов:

Элементами хорошо организованного совещания являются:

  1. Четко поставленные цели проведения совещания, ясные для всех участников.

  2. Хорошо подготовленные материалы.

  3. Повестка дня (а при необходимости - и проект решения) получена всеми участниками и всеми понята.

  4. Руководитель и участники выдерживают регламент.

  5. Созданы благоприятные условия, атмосфера непринужденности и деловитости, способствующие коллективной работе и выработке коллек­тивного решения.

  6. В работе участвуют все присутствующие, всем им предоставлена возможность высказать свое мнение, в том числе особое.

  7. Руководитель совещания гибко реагирует на ситуацию.

  8. Совещание вовремя началось и вовремя закончилось.

Симпозиум (конференция) – это совещание по какому либо значимому вопросу (обычно научного характера). Целью является свободное, творческое обсуждение важной для науки и практики проблемы, сближение позиций участников или, наоборот, выявление противоречий в их подходах.

Семинар, подобно симпозиуму, также представляет собой совещание по значимой научной или прикладной работе. Однако, в отличие от симпозиума, главная цель семинара – учебная. Участники семинара под руководством преподавателя ведут обсуждение заранее подготовленных ими тематических сообщений.