logo
ОП и УП

6.3. Анализ внутренней среды предприятия

Внутренняя среда предприятия - это всё то, что составляет предприятие и характеризует его структуру: цели, структурные подразделения и их связи, ресурсы. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренние факторы воздействуют на ход производства в процессе реализации стратегии развития и управления предприятием. К ним относятся факторы научно-технического и организационного развития производства, характеризующие объемы инвестиций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на прогрессивные технологии, на повышение уровня специализации, кооперирования, концентрации и автоматизации производства, на совершенствование организации труда.

Важное значение в современных условиях приобретают факторы децентрализации и автоматизации управления производством. В социальном и экономическом плане основными внутренними факторами являются объемы затрат на оплату и изменение условий труда, подготовку и удовлетворение социальных потребностей персонала. В области сохранения экологической среды к внутренним факторам относятся объемы затрат на природоохранные мероприятия и выполнение экологических требований к производству и к продукции.

Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из кото­рых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Основные параметры, которые существенны с точки зрения возможностей предприятия, представлены в таблице 6.2.

Таблица 6.2

Факторы внутренней среды, существенные с точки зрения деятельности предприятия

Срез (функциональная зона)

Важнейшие процессы и элементы

Организационный срез

а) распределение ответственности и полномочий,

б) коммуникации и их эффективность,

в) развитость организационных структур

Кадровый срез

а) особенности взаимодействия руководителей и под­чиненных,

б) результаты труда и эффективность механизмов стимулирования,

в) характеристика кадров с точки зрения их подго­товки, движения внутри предприятия и текучести,

г) отношения между работниками и т. д.

Маркетинговый срез

а) характеристика стратегии «товар — рынок»,

б) стратегия ценообразования,

в) рынки сбыта,

г) система распределения и т. д.

Финансовый срез

а) поддержание ликвидности,

б) обеспечение прибыльности,

в) инвестиционные возможности, а также создание новых инвестиционных возможностей и т. д.

Производственный срез

а) особенности изготовления продукта,

б) технологические процессы и качество их обслуживания,

в) новые технологии, их разработка и внедрение.