logo
ОП и УП

2.1. Сущность и содержание системы управления

Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей системы) на объект управления (управляемую систему) для сохранения существующего между ними взаимодействия или перевода объекта управления в желаемое состояние. Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

Система управления представляет собой часть социально-экономической системы и предполагает только те психологические, социальные, экономические, этические и другие связи, которые характеризуют отношения управления и возникают при осуществлении функций и полномочий управления.

Цель управления – это желаемое поведение системы, генеральный императив действий, возможное и необходимое состояние системы. На предприятиях система целей формируется как результат согласования интересов собственников имущества (акционеров, других собственников, государства), трудового коллектива и субъектов внешней среды. В этой системе целей три уровня:

  1. цели предприятия;

  2. цели структурных подразделений предприятия;

  3. цели сотрудников предприятия.

Система целей формируется не только руководством и другими работниками предприятия, но и многочисленными факторами внешней и внутренней среды.

Система целей предприятия должна удовлетворять следующим требованиям:

Управление по целям – процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных этапов (рис. 2.1):

Рис. 2.1 Управление по целям

Управление по целям (management by objectives - МВО) обладает большими возможностями симбиоза планирования и контроля на предприятии. При этом преодолеваются негативные воздействия контроля на поведение работников.

Наиболее существенные элементы целевого управления:

Задачи управления - способы достижения целей. Они формируются в систему конкретных мер. Задачи, их количество, содержание и структура зависят от сущности стоящих целей. Задачи более конкретны и обладают не только качественными, но и количественными, пространственными и временными характеристиками. По сравнению с целями задачи являются в большей степени индивидуализированными и персонифицированными, включают элементы, которые позволяют им быть привлекательными для исполнителей.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Функции управления - обособившиеся виды управленческой деятельности на основе разделения управленческого труда. Они характеризуют специализацию управленческой деятельности между организационными подразделениями.

Состав функций в содержании управленческой деятельности определяется как планирование, организация, мотивация, контроль, координация и регулирование. Все они взаимосвязаны между собой.

Методы управления - способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивого функционирования (их сущность и содержание рассматриваются в последующих темах). Если функции управления - это форма, то методы - содержание процесса управления.

Полномочия определяются как передача права на принятия решений и ответственности за их осуществления. Важным моментом в реализации полномочий является их масштаб, характеризующий состав и количество звеньев, подчиненных полномочному звену.

При распределении полномочий и функций необходимо учитывать их трудоемкость, которая непосредственным образом связана с информацией и используемыми в управлении техническими средствами.

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, а также механизма их взаимодействия.

Управляющая подсистема – та часть системы управления, которая вырабатывает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение.

Управляемая подсистема – которая воспринимает управленческие решения и реализует их на практике.

Механизм взаимодействие подсистем – совокупность полномочий, принципов, методов, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления.

Все элементы в системе управления делятся на две группы:

  1. Материальные (персонал, техника);

  2. Нематериальные (сам процесс управления, функции, методы, принципы, формы).

Механизм управления – совокупность мотивов деятельности, активности персонала, которые определяют как саму возможность, так и эффективность управления, и от которых зависит восприятие воздействия.

Логическая схема механизма управления сводится к следующей последовательности, что составляет основу его функционирования (рис. 2.2).

Рис.2.2. Механизм управления

Средства, обеспечивающие процесс управления. В системе управления предприятием выделяют следующие виды обеспечения управления: техническое, информационное, программное, организационное, лингвистическое, метрологическое, правовое, математическое.

В основу создания систем управления кладутся следующие принципы построения системы управления:

1) принцип сопряжения и соответствия целей, функций, полномочий и ответственности;

2) системе управления должна быть присуща иерархическая рациональность;

3) эффективный контроль;

4) система управления должна быть адоптированной, т.е. приспособленной к изменяющимся ситуациям;

5) всеми характеристиками соответствовать механизму управления.

Требования, предъявляемые внешним окружением к формированию систем управления предприятием: