2.1. Сущность и содержание системы управления
Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей системы) на объект управления (управляемую систему) для сохранения существующего между ними взаимодействия или перевода объекта управления в желаемое состояние. Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.
Система управления представляет собой часть социально-экономической системы и предполагает только те психологические, социальные, экономические, этические и другие связи, которые характеризуют отношения управления и возникают при осуществлении функций и полномочий управления.
Цель управления – это желаемое поведение системы, генеральный императив действий, возможное и необходимое состояние системы. На предприятиях система целей формируется как результат согласования интересов собственников имущества (акционеров, других собственников, государства), трудового коллектива и субъектов внешней среды. В этой системе целей три уровня:
цели предприятия;
цели структурных подразделений предприятия;
цели сотрудников предприятия.
Система целей формируется не только руководством и другими работниками предприятия, но и многочисленными факторами внешней и внутренней среды.
Система целей предприятия должна удовлетворять следующим требованиям:
они должны иметь системный, т.е. определенным образом упорядоченный характер;
они должны иметь комплексный характер, т.е. следовать одна из другой и взаимно дополнять друг друга;
цели последующего уровня являются логичным продолжением целей предыдущего;
цели должны быть легко трансформируемы в зависимости от изменения условий их реализации;
цели должны иметь ресурсное обеспечение, т.е. быть реально достижимыми.
Управление по целям – процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных этапов (рис. 2.1):
Рис. 2.1 Управление по целям
Управление по целям (management by objectives - МВО) обладает большими возможностями симбиоза планирования и контроля на предприятии. При этом преодолеваются негативные воздействия контроля на поведение работников.
Наиболее существенные элементы целевого управления:
постановка четких и кратких общих целей;
участие в процессе выработки целей всех тех, кто будет работать в рамках данной системы;
оценка эффективности на основе результатов.
Задачи управления - способы достижения целей. Они формируются в систему конкретных мер. Задачи, их количество, содержание и структура зависят от сущности стоящих целей. Задачи более конкретны и обладают не только качественными, но и количественными, пространственными и временными характеристиками. По сравнению с целями задачи являются в большей степени индивидуализированными и персонифицированными, включают элементы, которые позволяют им быть привлекательными для исполнителей.
Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.
Функции управления - обособившиеся виды управленческой деятельности на основе разделения управленческого труда. Они характеризуют специализацию управленческой деятельности между организационными подразделениями.
Состав функций в содержании управленческой деятельности определяется как планирование, организация, мотивация, контроль, координация и регулирование. Все они взаимосвязаны между собой.
Методы управления - способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивого функционирования (их сущность и содержание рассматриваются в последующих темах). Если функции управления - это форма, то методы - содержание процесса управления.
Полномочия определяются как передача права на принятия решений и ответственности за их осуществления. Важным моментом в реализации полномочий является их масштаб, характеризующий состав и количество звеньев, подчиненных полномочному звену.
При распределении полномочий и функций необходимо учитывать их трудоемкость, которая непосредственным образом связана с информацией и используемыми в управлении техническими средствами.
Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, а также механизма их взаимодействия.
Управляющая подсистема – та часть системы управления, которая вырабатывает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение.
Управляемая подсистема – которая воспринимает управленческие решения и реализует их на практике.
Механизм взаимодействие подсистем – совокупность полномочий, принципов, методов, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления.
Все элементы в системе управления делятся на две группы:
Материальные (персонал, техника);
Нематериальные (сам процесс управления, функции, методы, принципы, формы).
Механизм управления – совокупность мотивов деятельности, активности персонала, которые определяют как саму возможность, так и эффективность управления, и от которых зависит восприятие воздействия.
Логическая схема механизма управления сводится к следующей последовательности, что составляет основу его функционирования (рис. 2.2).
Рис.2.2. Механизм управления
В основу создания систем управления кладутся следующие принципы построения системы управления:
1) принцип сопряжения и соответствия целей, функций, полномочий и ответственности;
2) системе управления должна быть присуща иерархическая рациональность;
3) эффективный контроль;
4) система управления должна быть адоптированной, т.е. приспособленной к изменяющимся ситуациям;
5) всеми характеристиками соответствовать механизму управления.
Требования, предъявляемые внешним окружением к формированию систем управления предприятием:
Ориентация на экономическую эффективность означает направленность действий на достижение высоких экономических результатов деятельности предприятия.
Маркетинговая организация управления подразумевает содействие достижению конечных целей предприятия благодаря максимальному удовлетворению потребностей и активному воздействию на их развитие.
Ориентация на инновационный тип управления заключается в содействии обеспечению высокого уровня активности системы управления в области создания и реализации новшеств, а также в развитии инновационного потенциала.
Стратегическая ориентация системы управления, означающая содействие развитию предприятия в долгосрочной перспективе посредством формирования наиболее приемлемой стратегии с учетом объективных внутренних возможностей и внешних ограничений.
Приоритетное развитие управления персоналом предприятия или содействие всестороннему развитию персонала предприятия и достижению сочетания корпоративных и индивидуальных целей.
- Часть 2
- Введение
- I. Лекционный материал
- Тема 1. Формирование и развитие науки управления
- Понятие управления, менеджмента
- Исторические периоды возникновения и эволюции науки управления
- Основные школы управления
- Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
- Классическая или административная школа управления
- 1.3.3 Школа человеческих отношений (с конца 1930-х годов и по настоящее время).
- Школа поведенческих наук (1950г. – по настоящее время)
- Вклад советских ученых в науку управления
- 1.4 Современные подходы к управлению
- Тема 2. Управление как система
- 2.1. Сущность и содержание системы управления
- 2.2 Управленческий процесс и его элементы
- 2.3 Принципы управления
- 2.4 Эффективность управления
- Тема 3. Функции управления
- 3.1. Понятие функций управления
- Характеристика функций управления
- 3.2.1 Планирование как функция управления.
- 3.2.2 Функция организации
- 3.2.3 Функции координации и регулирования
- 3.2.4 Функция мотивации.
- Функция контроля
- Тема 4 Методы управления.
- 4.1. Понятие и принципы формирования методов управления
- 4.2. Административные (организационно-распорядительные) методы.
- 4.3. Экономические методы управления
- 4.4 Социально-психологические методы управления
- Тема 5. Управленческие решения
- 5.1. Сущность управленческих решений и требования к ним.
- Требования к управленческим решениям
- 5.2. Классификация управленческих решений.
- 5.3. Процесс принятия решения
- 5.4. Альтернативные модели процесса принятия решений
- 5.5 Методы принятия управленческих решений
- Тема 6 Предприятие в системе управления
- 6.1. Предприятие как производственная система
- 6.2. Миссия и цели предприятия, их роль в управлении
- 6.3. Анализ внутренней среды предприятия
- 6.4. Внешняя среда предприятия и ее анализ
- Тема 7. Организационные структуры управления предприятием
- 7.2. Виды бюрократических структур управления.
- Тема 8. Управленческая информация в обеспечении функционирования предприятия
- 8.1. Понятие информации и её восприятие.
- Классификация информации
- 8.2. Информационная система управления предприятием
- 8.3. Информационные технологии.
- 8.4. Документационное обеспечение управленческой деятельности
- Организационно - распорядительная документация
- Тема 9. Управление производством
- 9.1. Структура и содержание системы управления производством
- 9.2. Процесс управления производством
- 9.3. Оперативное управление производством
- 9.4. Регулирование хода производства
- Тема 10. Управление персоналом.
- 10.1. Персонал предприятия и его характеристика
- 10.2. Кадровая политика предприятия
- 10.3. Система управления персоналом
- 10.4. Организация найма и отбора персонала.
- 10.5. Оценка работы персонала
- 10.6. Развитие персонала
- Тема 11 Руководство, лидерство и стили управления
- 11.1. Руководитель и его функции на предприятии
- 11.2. Понятие власти и лидерства
- 11.3. Стили управления
- Тема 12. Коммуникации в управлении
- 12.1. Содержание коммуникаций
- 12.2. Формы организационных коммуникаций
- 12.2.1. Выступления, деловой разговор, деловая беседа.
- 12.2.2. Деловые совещания
- 12.2. 3. Деловые переговоры
- Тема13 Управление конфликтами
- 13.1. Природа и типы конфликтов
- 13.2. Причины и последствия конфликта
- 13.3 Формы производственных конфликтов
- 13.4. Управление конфликтной ситуацией.
- 13.4.1 Структурные методы разрешения конфликтов.
- 13.4.2 Межличностные стили разрешения конфликтов.
- Тема 14. Управление инновациями
- 14.1. Понятие инновации, инновационной деятельности.
- 14.2 Этапы инновационного процесса
- 14.3. Характеристика инновационной политики на предприятиях концерна «Белнефтехим»
- 14.4. Управление инновациями на предприятии
- Тема 15. Управление маркетингом
- 15.1. Понятие, виды и функции маркетинга
- 15.2 Управление разработкой товара
- 15.3 Управление сегментацией рынка и позиционированием товара
- 15.4. Управление процессом товародвижения
- 15.5. Управление ценообразованием
- 15.6 Управление контактами с потребителями.
- Тема 16. Управление рисками
- 16.1. Понятие, виды и функции рисков на предприятии
- 16.2. Общие подходы к управлению риском
- 16.3 Процесс управления рисками
- 16.4. Страхование рисков
- II. Задания для самостоятельного выполения на практических занятиях
- Упражнения
- Ситуации для анализа
- 5 Директоров завода
- Деловые игры
- Деловая игра «Управление на необитаемом острове»
- Деловая игра «Торги»
- Деловая игра «Совещание»
- Деловая игра «Конфликт»
- Деловая игра «Вступление в должность»
- Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
- Методические указания и задания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Общие требования
- Задания к контрольной работе
- Теоретические вопросы к контрольной работе
- Вопросы для экзамена по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 1)
- Вопросы к зачету по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Рейтинговый контроль
- Литература
- Содержание