16.2. Общие подходы к управлению риском
В широком смысле слова термин «управление риском» означает определение вероятности его наступления, проведение необходимых предупредительных мероприятий или направленных на его компенсацию.
Управление рисками — это деятельность, направленная на смягчение влияния рынка на конечные результаты: защиту от них, их предупреждение, сокращение неблагоприятных последствий. В процессе управления риском также решается вопрос о том, входить или не входить в соответствующую ситуацию.
Главная цель управления риском состоит в обеспечении в худшем случае бесприбыльности работы фирмы. Основой для этого является балансировка его величины и потенциальной выгоды с помощью сопоставления положительных и отрицательных финансовых последствий принимаемых решений. Следует обратить внимание, что для управления риском важно знать, какие именно виды рисков нужно учитывать; какими способами можно ими управлять; какой объем риска можно взять на себя. Выделяют следующие основные способы уменьшения рисков.
Рациональный подход к ведению хозяйственных дел с опорой на научный анализ (например, тщательное изучение партнера, его личности, финансового положения и пр.). При опасности несоблюдения обязательств партнерами можно составить протокол о намерениях, куда можно вносить изменения; указание на материальную ответственность за отказ от подписания контракта; вступление контракта в силу с момента согласования, а не подписания; включение штрафных санкций, неустоек, указание на то, что форс-мажор не освобождает от ответственности, предоплата, передача права собственности после полной оплаты, залог, факторинг. Другими способами являются: бизнес-планирование, тщательный подбор кадров, организация защиты коммерческой тайны.
Отказ от деятельности, связанной с риском. Но это может быть не выгодно, а порой и невозможно. Поэтому риск приходится брать на себя; в одном случае, как неизбежный, в другом — как выгодный (как правило, наибольших успехов добиваются те, кто идут на риск).
Компенсация рисков. Нужно иметь в виду, что иногда отказ от деятельности не выгоден, может вызвать другие риски, а подчас и невозможен. Поэтому риск приходится брать на себя. Чтобы ослабить негативное влияние риска, создается страховой резерв, определяемый как усредненная величина потерь за три года с поправкой на инфляцию. Но эти средства исключены из оборота, следовательно, не приносят прибыли.
Страховой резерв предназначен для покрытия запланированных рисков. Незапланированные риски компенсируются из любых других доступных источников.
Снизить риски можно неукоснительным соблюдением правил осуществления финансовых операций, к которым относятся:
использование денежных средств строго по назначению и в установленные сроки;
финансирование долгосрочных инвестиций за счет таких же кредитов или собственных средств, а инвестиций с повышенным риском — только за счет последних;
осуществление всех сделок при наличии гарантий платежеспособности (собственной и контрагентов);
выбор направлений инвестирования, приносящих максимальный эффект;
продажа по возможности за наличные, а покупка — в кредит (реальные поступления важнее обещанной прибыли);
кредитование других на минимальный срок, а размещение займов — на максимальный;
сближение сроков получения и использования средств.
При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов:
нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
нельзя рисковать многим ради малого;
следует предугадывать последствия риска.
Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала субъекта хозяйствования, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно определить, не приведет ли данный риск к банкротству организации.
- Часть 2
- Введение
- I. Лекционный материал
- Тема 1. Формирование и развитие науки управления
- Понятие управления, менеджмента
- Исторические периоды возникновения и эволюции науки управления
- Основные школы управления
- Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
- Классическая или административная школа управления
- 1.3.3 Школа человеческих отношений (с конца 1930-х годов и по настоящее время).
- Школа поведенческих наук (1950г. – по настоящее время)
- Вклад советских ученых в науку управления
- 1.4 Современные подходы к управлению
- Тема 2. Управление как система
- 2.1. Сущность и содержание системы управления
- 2.2 Управленческий процесс и его элементы
- 2.3 Принципы управления
- 2.4 Эффективность управления
- Тема 3. Функции управления
- 3.1. Понятие функций управления
- Характеристика функций управления
- 3.2.1 Планирование как функция управления.
- 3.2.2 Функция организации
- 3.2.3 Функции координации и регулирования
- 3.2.4 Функция мотивации.
- Функция контроля
- Тема 4 Методы управления.
- 4.1. Понятие и принципы формирования методов управления
- 4.2. Административные (организационно-распорядительные) методы.
- 4.3. Экономические методы управления
- 4.4 Социально-психологические методы управления
- Тема 5. Управленческие решения
- 5.1. Сущность управленческих решений и требования к ним.
- Требования к управленческим решениям
- 5.2. Классификация управленческих решений.
- 5.3. Процесс принятия решения
- 5.4. Альтернативные модели процесса принятия решений
- 5.5 Методы принятия управленческих решений
- Тема 6 Предприятие в системе управления
- 6.1. Предприятие как производственная система
- 6.2. Миссия и цели предприятия, их роль в управлении
- 6.3. Анализ внутренней среды предприятия
- 6.4. Внешняя среда предприятия и ее анализ
- Тема 7. Организационные структуры управления предприятием
- 7.2. Виды бюрократических структур управления.
- Тема 8. Управленческая информация в обеспечении функционирования предприятия
- 8.1. Понятие информации и её восприятие.
- Классификация информации
- 8.2. Информационная система управления предприятием
- 8.3. Информационные технологии.
- 8.4. Документационное обеспечение управленческой деятельности
- Организационно - распорядительная документация
- Тема 9. Управление производством
- 9.1. Структура и содержание системы управления производством
- 9.2. Процесс управления производством
- 9.3. Оперативное управление производством
- 9.4. Регулирование хода производства
- Тема 10. Управление персоналом.
- 10.1. Персонал предприятия и его характеристика
- 10.2. Кадровая политика предприятия
- 10.3. Система управления персоналом
- 10.4. Организация найма и отбора персонала.
- 10.5. Оценка работы персонала
- 10.6. Развитие персонала
- Тема 11 Руководство, лидерство и стили управления
- 11.1. Руководитель и его функции на предприятии
- 11.2. Понятие власти и лидерства
- 11.3. Стили управления
- Тема 12. Коммуникации в управлении
- 12.1. Содержание коммуникаций
- 12.2. Формы организационных коммуникаций
- 12.2.1. Выступления, деловой разговор, деловая беседа.
- 12.2.2. Деловые совещания
- 12.2. 3. Деловые переговоры
- Тема13 Управление конфликтами
- 13.1. Природа и типы конфликтов
- 13.2. Причины и последствия конфликта
- 13.3 Формы производственных конфликтов
- 13.4. Управление конфликтной ситуацией.
- 13.4.1 Структурные методы разрешения конфликтов.
- 13.4.2 Межличностные стили разрешения конфликтов.
- Тема 14. Управление инновациями
- 14.1. Понятие инновации, инновационной деятельности.
- 14.2 Этапы инновационного процесса
- 14.3. Характеристика инновационной политики на предприятиях концерна «Белнефтехим»
- 14.4. Управление инновациями на предприятии
- Тема 15. Управление маркетингом
- 15.1. Понятие, виды и функции маркетинга
- 15.2 Управление разработкой товара
- 15.3 Управление сегментацией рынка и позиционированием товара
- 15.4. Управление процессом товародвижения
- 15.5. Управление ценообразованием
- 15.6 Управление контактами с потребителями.
- Тема 16. Управление рисками
- 16.1. Понятие, виды и функции рисков на предприятии
- 16.2. Общие подходы к управлению риском
- 16.3 Процесс управления рисками
- 16.4. Страхование рисков
- II. Задания для самостоятельного выполения на практических занятиях
- Упражнения
- Ситуации для анализа
- 5 Директоров завода
- Деловые игры
- Деловая игра «Управление на необитаемом острове»
- Деловая игра «Торги»
- Деловая игра «Совещание»
- Деловая игра «Конфликт»
- Деловая игра «Вступление в должность»
- Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
- Методические указания и задания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Общие требования
- Задания к контрольной работе
- Теоретические вопросы к контрольной работе
- Вопросы для экзамена по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 1)
- Вопросы к зачету по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Рейтинговый контроль
- Литература
- Содержание