logo
ОП и УП

14.2 Этапы инновационного процесса

Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и раз­работок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями.

Для того чтобы лучше понять суть инновационного процесса и его отличие от обычной текущей деятельности, можно воспользоваться следующей таблицей (табл. 14.1).

Таблица 14.1.

Сравнение инновационного процесса и текущей деятельности

Параметры

Инновационный процесс

Текущая деятельность

Цель

Удовлетворение новой потребности

Удовлетворение сложившейся потребности

Риск

Высокий

Низкий

Тип процесса

Дискретный

Непрерывный

Управляемость

Низкая

Высокая

Результат для системы

Переход на новый уровень

Сохранение на прежнем уровне

Отношение к текущим интересам участников

Противоречит

Соответствует

Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.

  1. Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и воз­можности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации. Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго — новые принципы создания изделий и технологий.

  2. Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

  3. Опытно-конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытания и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются: разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, — принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену; формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия; изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием; подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек; создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации; изготовление, испытание, доводка опытного образца.

  4. Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответст­вия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разра­ботки идеи до ее реализации на коммерческой основе.

Основу инновационного процесса составляет инновационная дея­тельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный про­дукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществление целого комплекса научных, технологических, организа­ционных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на создание и внедрение новшества.

Выделяют следующие виды инновационной деятельности: подго­товка и организация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных тех­нологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производствен­ное проектирование.

Результатом инновационной деятельности на этапах фундаменталь­ных, поисковых, прикладных исследований и разработок является ин­теллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.

На этапе фундаментальных исследований это — научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований — результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических ра­бот— научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образ­цы и установочные партии новой техники и новых материалов, изго­товленные по результатам выполненных НИОКР.

Результатом инновационной деятельности можно считать также мелкосерийную и малотоннажную продукцию, изготовленную на экс­периментальной базе вузов и НИИ; программную продукцию; науч­но-производственные услуги с использованием уникальной аппарату­ры; услуги в области информатики, информационного, метрологиче­ского, патентнолицензионного обеспечения НИОКР и производства; консалтинговые услуги; ноу-хау; патенты.

Успеху инновационной деятельности во многом способствуют: поддержка высшего руководства; высокий творческий потенциал со-' трудников; пригодность для осуществления инноваций существующих технологий и оборудования; хорошее знание и эффективное использо­вание рыночных возможностей.