Исторические периоды возникновения и эволюции науки управления
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
Первый период - древний период. Это наиболее длительный период развития управления - начиная с 9-7 тысячелетия до нашей эры примерно до 18-го века. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
На стадии первобытнообщинного строя управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. В древних цивилизациях Египта, Вавилона, Греции, Рима правили не только фараоны, императоры, цари, но и существовала сложная бюрократическая государственная структура. Было хорошо отлажено управление рабами (это тогда был сформулирован метод «кнута и пряника»), управление войсками (А. Македонский первый создал штаб – 1225г. н.э.)
Развивались организационные структуры рода, племени, общины, народности, нации, государства. Вырабатывались принципы организации руководства, такие как избрание вождей, старейшин, военных предводителей, свобода высказывания на собрании и др.
В Древнем Египте (3000-2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники, писцы).
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
Большой вклад в развитие идеи справедливого государственного управления внесли социалисты – утописты (Т. Мор, Сен – Симон, Фурье). Т.Мор (1475 – 1535) дал анализ неблагоприятных последствий плохого управления, а основными принципами управления государством считал: отсутствие частной собственности; обобществленный труд, производство, быт; обязательный для всех труд; распределение по потребностям.
Второй период – индустриальный (1776-1890гг.).
С развитием промышленности на смену цеховой организации производства пришла мануфактура, которая характеризовалась усложнением и концентрацией производственного процесса и капитала. Основной стратегией крупных предприятий был рост и углубление специализации. Главными задачами управления стали рациональная организация производства и повышение производительности.
Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту, который сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Идеи гуманизации управления производством, которые сформировал Р. Оуэн, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
В 1833 г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект "английской машины" - прообраз современной вычислительной цифровой техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
Третий период - период систематизации (1856-1960).
В начале 20-го века были сформированы такие концепции, как концепция "научного управления" Ф.Тейлора, концепция "идеальной бюрократии" М. Вебера, "наука администрирования" А. Файоля, которые заложили основу этой области знаний. Реакцией на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний в 30-е годы стало так называемое поведенческое направление, в основе которого лежат достижения психологии, социологии, культурологии, направление которое дало возможность углубленного понимания сути управления в организациях.
В 50-60 е годы сильное влияние на мышление управляющих оказали идеи "организационного гуманизма", в соответствии с которыми было предложено отказаться от жесткого контроля в пользу более человеческого подхода к рядовым сотрудникам.
Четвертый период – информационный (1960 - по настоящее время).
В 70-х годах большой популярностью пользовалась концепция ситуационного подхода, которая исходила из допустимости разных типов систем управления, не только жестко регламентированных, но и основанных на свободе. Это был ответ на усиление динамики общественной и экономической жизни, увеличение темпов социально-экономического развития, постоянную смену факторов внутренней и внешней среды организации и их влияние на ее развитие.
В начале 80-х годов была осознана огромная важность организационной культуры, как характеристики, которая интегрирует, объединяет, соединяет в единое целое все без исключения особенности предприятия: как системные, так и поведенческие. Организационная культура понимается как один из наиболее важных инструментов управления, опирающийся на традиции, ценности и принципы, выработанные как многовековой историей общества, так и в процессе взаимодействия людей внутри организации.
По мнению некоторых ученых, в 1990-х гг. просматриваются 3 наиболее важные тенденции.
Первая связана с осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и управления. Вторая тенденция касается социальных, поведенческих аспектов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности. Третья особенность управленческой мысли в 90-е гг. - усиление международного характера управления. Этому способствовал открытый характер экономик развитых стран, развитие транснациональных корпораций.
Современное управление - это в высшей степени адаптивное управление, базирующееся на высоких информационных технологиях. Управленческие структуры чрезвычайно мобильны и подвижны, индивидуальны и эксклюзивны по ситуации.
Современный управляющий, руководитель XXI в. - это в большей степени универсал, чем узкий специалист, имеющий, как правило, гуманитарное образование, в первую очередь, экономико-управленческое и юридическое.
Увеличение темпа общественного развития в XXI в. внесло существенные коррективы в систему управленческих ценностей и инструментов. На первое место выдвигаются знания, информация и время. Наряду с человеческим фактором это важнейшие сегодня управленческие ресурсы, что позволяет сформулировать управленческую парадигму XXI в. как «управление на знаниях».
- Часть 2
- Введение
- I. Лекционный материал
- Тема 1. Формирование и развитие науки управления
- Понятие управления, менеджмента
- Исторические периоды возникновения и эволюции науки управления
- Основные школы управления
- Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
- Классическая или административная школа управления
- 1.3.3 Школа человеческих отношений (с конца 1930-х годов и по настоящее время).
- Школа поведенческих наук (1950г. – по настоящее время)
- Вклад советских ученых в науку управления
- 1.4 Современные подходы к управлению
- Тема 2. Управление как система
- 2.1. Сущность и содержание системы управления
- 2.2 Управленческий процесс и его элементы
- 2.3 Принципы управления
- 2.4 Эффективность управления
- Тема 3. Функции управления
- 3.1. Понятие функций управления
- Характеристика функций управления
- 3.2.1 Планирование как функция управления.
- 3.2.2 Функция организации
- 3.2.3 Функции координации и регулирования
- 3.2.4 Функция мотивации.
- Функция контроля
- Тема 4 Методы управления.
- 4.1. Понятие и принципы формирования методов управления
- 4.2. Административные (организационно-распорядительные) методы.
- 4.3. Экономические методы управления
- 4.4 Социально-психологические методы управления
- Тема 5. Управленческие решения
- 5.1. Сущность управленческих решений и требования к ним.
- Требования к управленческим решениям
- 5.2. Классификация управленческих решений.
- 5.3. Процесс принятия решения
- 5.4. Альтернативные модели процесса принятия решений
- 5.5 Методы принятия управленческих решений
- Тема 6 Предприятие в системе управления
- 6.1. Предприятие как производственная система
- 6.2. Миссия и цели предприятия, их роль в управлении
- 6.3. Анализ внутренней среды предприятия
- 6.4. Внешняя среда предприятия и ее анализ
- Тема 7. Организационные структуры управления предприятием
- 7.2. Виды бюрократических структур управления.
- Тема 8. Управленческая информация в обеспечении функционирования предприятия
- 8.1. Понятие информации и её восприятие.
- Классификация информации
- 8.2. Информационная система управления предприятием
- 8.3. Информационные технологии.
- 8.4. Документационное обеспечение управленческой деятельности
- Организационно - распорядительная документация
- Тема 9. Управление производством
- 9.1. Структура и содержание системы управления производством
- 9.2. Процесс управления производством
- 9.3. Оперативное управление производством
- 9.4. Регулирование хода производства
- Тема 10. Управление персоналом.
- 10.1. Персонал предприятия и его характеристика
- 10.2. Кадровая политика предприятия
- 10.3. Система управления персоналом
- 10.4. Организация найма и отбора персонала.
- 10.5. Оценка работы персонала
- 10.6. Развитие персонала
- Тема 11 Руководство, лидерство и стили управления
- 11.1. Руководитель и его функции на предприятии
- 11.2. Понятие власти и лидерства
- 11.3. Стили управления
- Тема 12. Коммуникации в управлении
- 12.1. Содержание коммуникаций
- 12.2. Формы организационных коммуникаций
- 12.2.1. Выступления, деловой разговор, деловая беседа.
- 12.2.2. Деловые совещания
- 12.2. 3. Деловые переговоры
- Тема13 Управление конфликтами
- 13.1. Природа и типы конфликтов
- 13.2. Причины и последствия конфликта
- 13.3 Формы производственных конфликтов
- 13.4. Управление конфликтной ситуацией.
- 13.4.1 Структурные методы разрешения конфликтов.
- 13.4.2 Межличностные стили разрешения конфликтов.
- Тема 14. Управление инновациями
- 14.1. Понятие инновации, инновационной деятельности.
- 14.2 Этапы инновационного процесса
- 14.3. Характеристика инновационной политики на предприятиях концерна «Белнефтехим»
- 14.4. Управление инновациями на предприятии
- Тема 15. Управление маркетингом
- 15.1. Понятие, виды и функции маркетинга
- 15.2 Управление разработкой товара
- 15.3 Управление сегментацией рынка и позиционированием товара
- 15.4. Управление процессом товародвижения
- 15.5. Управление ценообразованием
- 15.6 Управление контактами с потребителями.
- Тема 16. Управление рисками
- 16.1. Понятие, виды и функции рисков на предприятии
- 16.2. Общие подходы к управлению риском
- 16.3 Процесс управления рисками
- 16.4. Страхование рисков
- II. Задания для самостоятельного выполения на практических занятиях
- Упражнения
- Ситуации для анализа
- 5 Директоров завода
- Деловые игры
- Деловая игра «Управление на необитаемом острове»
- Деловая игра «Торги»
- Деловая игра «Совещание»
- Деловая игра «Конфликт»
- Деловая игра «Вступление в должность»
- Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
- Методические указания и задания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Общие требования
- Задания к контрольной работе
- Теоретические вопросы к контрольной работе
- Вопросы для экзамена по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 1)
- Вопросы к зачету по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Рейтинговый контроль
- Литература
- Содержание