10.6. Развитие персонала
Технический прогресс в нефтехимии и нефтепереработке приводит к усложнению аппаратуры, оборудования. Работники, обслуживающие комбинированные установки, должны обладать большей суммой знаний, быстро и качественно реагировать на изменения в работе, практические навыки их должны обеспечить бесперебойную работу сложного агрегата. На современных сложных установках общее ведение процесса доверяется инженерно – техническому работнику. На должности старшего оператора (аппаратчика) работают рабочие, имеющие специальное среднетехническое образование.
В связи с происходящими количественными и качественными изменениями производственных процессов высокие требования предъявляются к подготовке и своевременной переподготовке кадров. Для решения этой задачи на предприятиях используются различные формы обучения персонала.
Индивидуальная и бригадная форма обучения. В процессе обучения рабочие под руководством опытного инженера получают необходимые теоретические знания, а практические навыки, работая непосредственно на рабочем месте под руководством высококвалифицированного рабочего. Обучение считается оконченным после сдачи рабочим квалификационного экзамена и получения соответствующего разряда.
На предприятиях организована также широкая сеть курсов по повышению квалификации работающих. Это диктуется непрерывным совершенствованием техники, технологии и организации производства.
Производственно – технологические курсы – предназначены для получения рабочими более высоких разрядов. Обучение завершается сдачей экзамена и присвоением соответствующего разряда.
Курсы целевого назначения – организуются для больших групп рабочих и инженерно – технических работников, которые должны освоить новую технику, средства автоматизации, технологию и новые виды сырья.
Курсы по изучению смежных профессий. Овладение смежными профессиями дает возможность приобрести дополнительные знания и навыки в работе, выполняемой вспомогательными рабочими (прибористами, ремонтными рабочими, товарными рабочими и др.) или освоить специальности рабочих, занятых параллельно для замены и взаимопомощи при совместном выполнении работы.
Курсы по изучению передовых методов труда - с целью передачи опыта и достижений передовиков как можно большему числу работающих. Оценка результативности обучения по профессиям рабочих происходит с помощью сдачи квалификационного экзамена и регулируется Стандартом предприятия СТП 35-06 «Непрерывное профессиональное обучение рабочих». Для проведения квалификационных экзаменов создаются квалификационные комиссии цехов, отделов, служб, производств. Состав квалификационных комиссий утверждается приказом генерального директора. В состав квалификационных комиссий на контрольных объектах включаются представители Проматомнадзора РБ.
Для периодической подготовки и переподготовки руководителей и специалистов создаются специальные институты и факультеты повышения квалификации кадров или организуется чтение специальных курсов на самих предприятиях. Также на предприятиях проводится обучение руководителей в соответствии с современными требованиями в области управления экономикой, а так же приобретения знаний в области законодательства и психологии производственных отношений. Служба охраны труда 2 раза в год проводит с руководителями и специалистами семинары по вопросам охраны труда, техники безопасности и промышленной безопасности. Семинары так же проводятся при вводе в действие новых инструкций, правил и т.п.
Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники (технологии) и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые 5 лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации.
Повышение квалификации достаточно популярно на предприятиях в силу разных причин:
Повышение квалификации дешевле подготовки новых специалистов.
Меньшая продолжительность обучения по сравнению с подготовкой персонала. Сроки наиболее популярных программ на предприятиях с отрывом от производства составляют от 3дней до 2 недель.
При повышении квалификации осуществляется целевая направленность обучения на узком круге учебных модулей для специалистов и руководителей, например: «Маркетинг», «Качество», «Персонал», «Стандартизация»
Формирование кадрового резерва.
Особое значение в работе с персоналом отводится созданию надежного резерва.
Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Резерв составляется независимо от наличия и количества вакантных должностей. При формировании резерва используются итоги аттестации, которая помогает объективно определить деловые качества специалистов, выявить тех, кто по своей квалификации и деловым качествам заслуживают зачисления в резерв
Основными критериями при подборе кандидатов в резерв являются:
соответствующий уровень образования и профессиональной подготовки;
опыт практической работы с людьми;
организаторские способности;
личностные качества;
состояние здоровья, возраст;
Источниками формирования резерва кадров являются: квалифицированные специалисты; заместители руководителей подразделений; руководители низового уровня; дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих.
Основная форма подготовки резерва – повышение квалификации по специальной программе. Непосредственная работа с резервом возлагается на руководителей структурных подразделений и кадровую службу. Система подготовки резерва включает в себя отбор на основании решения конкурсной комиссии, стажировку на заводе без отрыва от производства, повышение квалификации по программе подготовки резерва руководителей в УО «ПГУ», исполнение обязанностей руководителей во время их отсутствия, отпуска. Исполнение обязанностей организует руководитель структурного подразделения.
Контрольные вопросы:
Дайте характеристику персонала предприятия.
Что понимается под компетенцией персонала?
Какие источники информации используются при отборе кадров?
Определите преимущества и недостатки набора кандидатов внутри предприятия и за его пределами.
Дайте характеристику методов оценки персонала.
Каким целям служит оценка персонала на предприятии?
Дайте характеристику целей профессионального развития персонала.
Дайте характеристику целей и форм обучения персонала.
Какие цели преследуются в процессе переподготовки кадров?
Вопросы для дискуссии:
1. Какая информация при подборе кадров носит объективный, какая субъективный характер?
2. Приемлемы ли интуитивные методы отбора персонала?
3. В процессе проведения собеседования при приеме на работу существует ряд проблем, в основе которых лежат эмоциональные и психологические параметры. Как избежать ошибок в процессе собеседования?
4. Почему непрерывное обучение работников является фактором их мотивации к труду?
4. Нужно ли планировать свою карьеру?
Тест 10 – Управление персоналом
1. Основной источник развития предприятия:
а) информация;
б) современные технологии;
в) деловые качества сотрудников;
г) финансовые ресурсы.
2. Суть управления персоналом:
а) реализация потенциала каждого сотрудника;
б) принятие рациональных решений;
в) обеспечение дисциплины и порядка;
г) построение организационной структуры управления.
3. Персонал современного предприятия (два правильных ответа):
а) стоимостной фактор производства;
б) рабочая сила;
в) основа и источник успеха;
г) его кадровый потенциал;
д) подчиненные.
4. Чем обусловлена актуальность управления персоналом?
а) высокой стоимостью его подготовки;
б) возрастанием роли человека в организации;
в) дефицитом квалифицированных специалистов.
5. Цель маркетинга персонала:
а) привлечение высококвалифицированного персонала;
б) исследование условий труда сотрудников;
в) создание единой информационной сети менеджмента персонала.
6. Планирование персонала это:
а) метод работы с персоналом;
б) функция управления персоналом;
в) принцип работы с персоналом.
7. Назовите основные проблемы оценок персонала (два правильных ответа):
а) отсутствие желания сотрудников подвергаться оценке;
б) необходимость непрерывного процесса измерений показателей оценки;
в) выделение вклада отдельного сотрудника.
8. Какие цели преследуются при оценке работы персонала (три правильных ответа):
а) защита от произвольных решений руководителя;
б) освобождение от занимаемой должности;
в) справедливое установление зарплаты;
г) использование работника по его качествам.
9. Что может служить поводом для оценки работы персонала (три ответа):
а) аттестация;
б) установление зарплаты;
в) возвращение на работу после болезни, из отпуска;
г) прием на работу;
д) конфликт с руководителем.
10. Что лежит в основе подбора персонала (два правильных ответа):
а) деловые качества кандидатов;
б) методы оценки персонала;
в) требования должности;
г) системность кадрового регулирования.
11. В каком случае используются тестовые методы подбора персонала:
а) при окончательном отборе;
б) для проверки квалификации и деловых качеств.
12. Является ли автобиография инструментом оценки кандидата на должность?
а) нет, она служит только подтверждением информации о кандидате из других источников;
б) да, это важный инструмент подбора людей.
13. Методы отбора кадрового персонала:
а) метод испытания;
б) метод моделирования ситуации, собеседования;
в) все вместе.
14. Метод испытания включает:
а) демонстрацию способностей, физической силы, уровня интеллекта;
б) моделирование работ в сложных ситуациях, демонстрацию способностей, тестирование, заполнение анкет;
в) нет ответа.
15. Количественные процедуры управления персоналом:
а) планирование персонала;
б) наем персонала;
в) адаптация персонала;
г) планирование и наем персонала.
16. Качественные процедуры управления персоналом:
а) отбор, обучение и подготовка персонала;
б) обучение персонала;
в) оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва;
17. Подготовка кадров на предприятии осуществляется:
а) обучением на курсах, в школах и на семинарах, в обучающих отраслевых центрах, на факультетах вузов, техникумов;
б) с отрывом от производства и на предприятии;
в) а и б.
18. Основная цель развития персонала:
а) подготовка сотрудников к групповому управлению;-
б) формирование резерва руководителя;
в) формирование интеллектуального потенциала и деловой активности сотрудников,
19. Чем вызвана необходимость развития персонала:
а) недостаточным образованием;
б) моральным старением знаний в деловой сфере;
в) текучестью кадров.
20. На что направлены методы развития персонала:
а) на увеличение знаний, возможностей и поведение персонала;
б) на мотивацию персонала;
в) на улучшение удовлетворенности трудом и его оплатой.
- Часть 2
- Введение
- I. Лекционный материал
- Тема 1. Формирование и развитие науки управления
- Понятие управления, менеджмента
- Исторические периоды возникновения и эволюции науки управления
- Основные школы управления
- Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
- Классическая или административная школа управления
- 1.3.3 Школа человеческих отношений (с конца 1930-х годов и по настоящее время).
- Школа поведенческих наук (1950г. – по настоящее время)
- Вклад советских ученых в науку управления
- 1.4 Современные подходы к управлению
- Тема 2. Управление как система
- 2.1. Сущность и содержание системы управления
- 2.2 Управленческий процесс и его элементы
- 2.3 Принципы управления
- 2.4 Эффективность управления
- Тема 3. Функции управления
- 3.1. Понятие функций управления
- Характеристика функций управления
- 3.2.1 Планирование как функция управления.
- 3.2.2 Функция организации
- 3.2.3 Функции координации и регулирования
- 3.2.4 Функция мотивации.
- Функция контроля
- Тема 4 Методы управления.
- 4.1. Понятие и принципы формирования методов управления
- 4.2. Административные (организационно-распорядительные) методы.
- 4.3. Экономические методы управления
- 4.4 Социально-психологические методы управления
- Тема 5. Управленческие решения
- 5.1. Сущность управленческих решений и требования к ним.
- Требования к управленческим решениям
- 5.2. Классификация управленческих решений.
- 5.3. Процесс принятия решения
- 5.4. Альтернативные модели процесса принятия решений
- 5.5 Методы принятия управленческих решений
- Тема 6 Предприятие в системе управления
- 6.1. Предприятие как производственная система
- 6.2. Миссия и цели предприятия, их роль в управлении
- 6.3. Анализ внутренней среды предприятия
- 6.4. Внешняя среда предприятия и ее анализ
- Тема 7. Организационные структуры управления предприятием
- 7.2. Виды бюрократических структур управления.
- Тема 8. Управленческая информация в обеспечении функционирования предприятия
- 8.1. Понятие информации и её восприятие.
- Классификация информации
- 8.2. Информационная система управления предприятием
- 8.3. Информационные технологии.
- 8.4. Документационное обеспечение управленческой деятельности
- Организационно - распорядительная документация
- Тема 9. Управление производством
- 9.1. Структура и содержание системы управления производством
- 9.2. Процесс управления производством
- 9.3. Оперативное управление производством
- 9.4. Регулирование хода производства
- Тема 10. Управление персоналом.
- 10.1. Персонал предприятия и его характеристика
- 10.2. Кадровая политика предприятия
- 10.3. Система управления персоналом
- 10.4. Организация найма и отбора персонала.
- 10.5. Оценка работы персонала
- 10.6. Развитие персонала
- Тема 11 Руководство, лидерство и стили управления
- 11.1. Руководитель и его функции на предприятии
- 11.2. Понятие власти и лидерства
- 11.3. Стили управления
- Тема 12. Коммуникации в управлении
- 12.1. Содержание коммуникаций
- 12.2. Формы организационных коммуникаций
- 12.2.1. Выступления, деловой разговор, деловая беседа.
- 12.2.2. Деловые совещания
- 12.2. 3. Деловые переговоры
- Тема13 Управление конфликтами
- 13.1. Природа и типы конфликтов
- 13.2. Причины и последствия конфликта
- 13.3 Формы производственных конфликтов
- 13.4. Управление конфликтной ситуацией.
- 13.4.1 Структурные методы разрешения конфликтов.
- 13.4.2 Межличностные стили разрешения конфликтов.
- Тема 14. Управление инновациями
- 14.1. Понятие инновации, инновационной деятельности.
- 14.2 Этапы инновационного процесса
- 14.3. Характеристика инновационной политики на предприятиях концерна «Белнефтехим»
- 14.4. Управление инновациями на предприятии
- Тема 15. Управление маркетингом
- 15.1. Понятие, виды и функции маркетинга
- 15.2 Управление разработкой товара
- 15.3 Управление сегментацией рынка и позиционированием товара
- 15.4. Управление процессом товародвижения
- 15.5. Управление ценообразованием
- 15.6 Управление контактами с потребителями.
- Тема 16. Управление рисками
- 16.1. Понятие, виды и функции рисков на предприятии
- 16.2. Общие подходы к управлению риском
- 16.3 Процесс управления рисками
- 16.4. Страхование рисков
- II. Задания для самостоятельного выполения на практических занятиях
- Упражнения
- Ситуации для анализа
- 5 Директоров завода
- Деловые игры
- Деловая игра «Управление на необитаемом острове»
- Деловая игра «Торги»
- Деловая игра «Совещание»
- Деловая игра «Конфликт»
- Деловая игра «Вступление в должность»
- Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
- Методические указания и задания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Общие требования
- Задания к контрольной работе
- Теоретические вопросы к контрольной работе
- Вопросы для экзамена по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 1)
- Вопросы к зачету по курсу «организация производства и управление предприятием» (часть 2)
- Рейтинговый контроль
- Литература
- Содержание